Выставки


ВЫСТАВКА ,,МИР ДОСТОЕВСКОГО,,



Время проведения: 13 ноября — 12 декабря 2021

Место проведения: Поленовская дача Музея-заповедника «Абрамцево»


В Музее-заповеднике «Абрамцево» открылась выставка «Мир Достоевского», на которой представлены произведения В. Горяева, Л. Холиной, Т. Соколовой, К. Мамонова.

Выставка организована в год 200-летия со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского, празднование которого по инициативе России поддержано мировым сообществом под эгидой ЮНЕСКО. Восприятие творческого наследия Ф.М. Достоевского художниками ХХ века и нашими современниками, представление проблематики и поэтики художественных произведений, интерпретирующих литературные труды писателя, — вот круг вопросов, задаваемых данной выставкой.

Четыре художника в разное время и по разным поводам обратились к произведениям Достоевского и создали пластические шедевры в отклик на эту встречу.

Виталий Горяев проиллюстрировал в начале 1970-х годов два романа — «Идиот» и «Подросток». На выставке представлены эскизы иллюстраций, станковые листы и живопись, рождённые в абрамцевской мастерской художника. Любовь Холина, ленинградский скульптор, автор памятника Достоевскому в Санкт-Петербурге, работала над образом «самого петербургского писателя» без малого сорок лет. Экспонируется эскиз в гипсе памятника Достоевскому 1970 года.

Татьяна Соколова, московский скульптор, с античной безапелляционностью явила в 1980-х годах нетипичный портрет гения. Наконец, наш современник Кирилл Мамонов экспонирует сюиту гравюр в технике сухой иглы «на тему Достоевского». Датированы работы 1990-ми годами.

Таким образом, выставка задаёт непридуманную ретроспекцию вневременного диалога художников с «миром Достоевского».
























ВЫСТАВКА ,,ГЕННАДИЙ ДЕГТЯРЕВ. КЕРАМИКА,,



Время проведения: 30 октября — 5 декабря 2021 года

Место проведения: отдел художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» (г. Хотьково, улица Кооперативная, д. 23)


В залах отдела художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» 30 октября 2021 года открылась выставка произведений Геннадия Яковлевича Дегтярёва (1939–2012), художника декоративно-прикладного искусства, керамиста, заслуженного работника культуры Российской Федерации.

Своим творчеством Геннадий Яковлевич Дегтярёв внёс значительный вклад в становление Московской керамической школы, почувствовал и выразил тенденции развития современной художественной керамики России. Он убедительно подтвердил, что керамика, выйдя из сферы утилитарного, может быть самостоятельным высоким искусством. Искусством, не отрицающим прошлого опыта, ведь столетиями керамика создавалась не только для использования в быту, но и для красоты. Искусством, преломляющим прежние идеи в калейдоскопе современности, воплощающим небывалые творческие замыслы, способным говорить о сложном внутреннем мире человека и философском осмыслении явлений жизни.

Художник постоянно открывал в своей керамике новые смысловые, композиционные, пластические и цветовые возможности. Особыми чертами творчества мастера стали яркая живописность и фигуративность, стилизация и лёгкая условность, приоритет камерных сюжетов, игра с традицией — абрамцевской и народной. На протяжении многих лет особый интерес художника представляли работы в сложной технике русской майолики.

Мир произведений Г.Я. Дегтярёва яркий, пленительный, гармоничный. Он един во всех своих противоречиях, странностях, фантазиях, проблемах и, что может быть самое главное, — бесконечно добр. Художник стремился выразить и восторг, и боль созерцания реальности. Его работы вызывают ощущение радости бытия, удивление всем сущим, улыбку, умиротворение и душевное успокоение. Они завораживают, заряжают зрителей оптимизмом и не отпускают от себя.

Геннадий Яковлевич Дегтярёв родился 27 октября 1939 года в деревне Сотниково Курской области. Здесь же прошли детские и школьные годы будущего художника. У мальчика была неуёмная тяга к творчеству, он лепил из пластилина всевозможные фигурки, любил рисовать. Окончил Курское художественно-графическое училище (1959), а затем — художественный факультет Московского технологического института лёгкой промышленности по специальности «декоративно-прикладное искусство» (1968).

По окончании учёбы молодой художник был направлен на преподавательскую работу в Абрамцевское художественно-промышленное училище на отделение «художественная роспись по керамике». С этого времени и до своей кончины в 2012 году Геннадий Яковлевич преподавал композицию и исполнительское мастерство. К своей педагогической деятельности он относился как к творческому процессу, считая её своей большой творческой удачей. Многочисленные выпускники Абрамцевского училища (затем колледжа), ныне уже состоявшиеся художники, с искренним теплом и благодарностью вспоминают своего мастера, подарившего студентам частичку своей души.

Г.Я. Дегтярёв был постоянным участником всероссийских и международных профессиональных художественных выставок (с 1974), являлся членом Союза художников России (с 1982), членом секции декоративно-прикладного искусства МООСХ — Московской областной общественной организации Союза художников России (с 1990). Удостоен почётного звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» (1995).

В экспозиции выставки «Геннадий Дегтярёв. Керамика» представлено около 150 произведений керамики, керамической пластики, а также живописные работы автора из собрания Музея-заповедника «Абрамцево» и частных коллекций. Посещение выставки возможно при предъявлении QR-кода.

























ВЫСТАВКА ,,ПОЭТАМИ РОЖДАЮТСЯ,,



Время проведения: 11 октября — 12 декабря 2021 года

Место проведения: Главный усадебный дом (посещение — в составе экскурсии по Главному дому)


Открылась выставка «Поэтами рождаются. К 230-летию со дня рождения С.Т. Аксакова». Она включает живопись, графику, фотографии, автографы и личные вещи из собраний Литературного музея Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН и Музея-заповедника «Абрамцево».

Самобытное творчество Сергея Тимофеевича Аксакова — одно из крупнейших явлений русской литературы первой половины XIX века; Аксаков — поэт, прозаик, переводчик, публицист, литературный и театральный критик, один из первых русских писателей-натуралистов, наделённый необыкновенно тонким «чувством природы», превосходный стилист, виртуозно владевший родным языком, одарённый мемуарист и один из основоположников русской автобиографической прозы, чьи сочинения — «сама жизнь, рассказывающая про себя». В мемуарах Аксакова И.С. Тургенев увидел «настоящий тон и стиль», «зачатки будущего русского романа». «Замечательной литературной вещью» назвал «Детские годы Багрова-внука» Л.Н. Толстой, ставивший Аксакова-художника в один ряд с Гоголем и Тургеневым. Его «Воспоминания» высоко оценил Ф.М. Достоевский.

Один из друзей С.Т. Аксакова, А.С. Хомяков, заметил: «Вы не можете знать его творений, не узнав в то же время его самого, не можете любить их, не полюбив его. Тайна его художества в тайне души, исполненной любви к миру Божьему и человеческому. Поэтами рождаются…»

На протяжении полутора десятков лет жизнь С.Т. Аксакова и его семьи была тесно связана с усадьбой Абрамцево. Именно абрамцевский период — середина 1840-х — первая половина 1850-х годов — стали временем подлинного расцвета Аксакова-художника, когда были созданы произведения, определившие вклад писателя в русскую литературу: «Записки об уженье» (1847), «История моего знакомства с Гоголем» (1852), «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), «Семейная хроника» (1856), «Воспоминания» (1856).

Аксаков всегда писал о тех событиях, свидетелем которых ему довелось быть, о людях, которых непосредственно знал, он запечатлевал в слове «зримые образы своих воспоминаний» — природу заволжских степей, «гармонический строй» живой усадебной жизни семейных гнёзд — Троицкого, Старого Аксакова — родовой вотчины Аксаковых в Симбирской губернии и Ново-Аксакова (Знаменского), где прошли его детские и отроческие годы.

Все без исключения произведения писателя прямо или опосредованно связаны с его биографическим опытом, личными встречами и знакомствами, непосредственной семейной историей, но воспоминания и записки С.Т. Аксакова (о своей учёбе, о театральных увлечениях молодости, об истории знакомства с Державиным, Гоголем, Загоскиным и т.д.) запечатлевали и сберегали также важные страницы культурной жизни России, «проявления жизни всеобщей».

Сергея Тимофеевича Аксакова часто называют отцом великой семьи. В историю русской культуры вошло не только чрезвычайно разнообразное литературное и художественное наследие Аксаковых (художественные и критические произведения, автобиографические записки, публицистика, мемуары, работы по фольклористике, русской истории и русскому языкознанию, обширная переписка), но сам мир аксаковской семьи — как явление одновременно традиционное и совершенно уникальное.










ВЫСТАВКА ,,ДРУГ ХУДОЖНИКОВ,,



Время проведения: 8 октября — 7 ноября 2021 года

Место проведения: Поленовская дача Музея-заповедника «Абрамцево»



Начала работу выставка «Друг художников», посвящённая 180-летию Саввы Ивановича Мамонтова. На выставке представлены графические и скульптурные произведения из собрания Музея-заповедника «Абрамцево».

Савва Иванович Мамонтов занимает выдающееся место в истории русской культуры, его художественные проекты — абрамцевское содружество художников, гончарная и столярно-резчицкая мастерские, Русская Частная опера стали яркими явлениями отечественной художественной культуры последней четверти XIX века.

Мамонтов умел мыслить перспективно и, невзирая на невероятные трудности, упорно двигался к поставленной цели. Все проекты Саввы Ивановича имели высшую цель — процветание Отечества. Для этого он стремился связать железнодорожными линиями центр России и окраины, для этого организовывал учебные заведения, для этого поддерживал художников, полотна которых прославляли Россию на европейских выставках.

«Он со всей семьёй дорог нам, как центр, около которого ютился кружок, в котором художнику легко дышалось, — в этом чувствовался воздух, в котором привольно было жить. Он не меценат, а друг художников. В этом его роль и значение для нас», — писал Виктор Михайлович Васнецов о Савве Ивановиче.

Созданный С.И. Мамонтовым в Абрамцеве художественный кружок стал уникальным творческим объединением. Сложно определить его временные рамки, он не имел устава, а его полноправным участником зачастую становился любой приезжавший в усадьбу человек.

Среди артистов домашних спектаклей, музыкальных и рисовальных вечеров были не только художники, но и музыканты, инженеры, юристы, гувернёры, родственники. На выставке представлены графические и скульптурные портреты многих из них, исполненные В.М. Васнецовым, А.М. Васнецовым, М.А. Врубелем, В.А. Серовым, И.Е. Репиным, А.А. Киселёвым, В.Д. Поленовым.

Скульптура выполнена Саввой Ивановичем Мамонтовым. Он начал брать уроки у скульптора М.М. Антокольского в 1872 году и занимался ею более сорока лет. Среди моделей Мамонтова — его дети, художники, музыканты, строители железных дорог. С.И. Мамонтов прожил долгую, сложную, красивую жизнь. О его творческих достижениях рассказывают практически все экспозиции Музея-заповедника «Абрамцево», в залах которого представлены абрамцевская керамика и скульптура, изделия столярной мастерской, живописные и графические произведения, эскизы костюмов и декораций для домашних постановок и спектаклей Русской Частной оперы. Без произведений, созданных в Мамонтовском (Абрамцевском) кружке, невозможно представить коллекции многих художественных музеев.










ВЫСТАВКА НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ



Время проведения: 11 октября 2021 года — 9 января 2022 года

Место проведения: Главный усадебный дом Музея-заповедника «Абрамцево» (посещение — в составе экскурсии по Главному дому)


Главный экспонат выставки новых поступлений абрамцевской музейной коллекции — панно «Девушка с цветком» работы Абрамцевской керамической мастерской 1890-х годов. Панно приобретено музеем в 2020 году. Оно было расколото на 16 фрагментов, имело сколы, царапины, потёртости красочного слоя.

Панно имеет прямые аналогии с эскизом печи из архива Петра Ваулина, в котором изображение девушки в окружении цветов занимает центральное место в декоре зеркала печи. Исследователи считают, что автором произведения является Михаил Врубель.

Формы, появившиеся в Абрамцевской керамической мастерской в 1890-е годы, затем неоднократно использовались в разных цветовых и технологических вариантах и сочетаниях для создания монументальных произведений архитектурной керамики. В настоящее время известны изображения вышеописанного сюжета на фасадах двух сооружений, близких по времени создания, и украшенных керамикой Абрамцевской мастерской: особняка купца Е.И. Шаронова в г. Таганроге (1910–1912, архитектор Ф.О. Шехтель) и доходного дома П.Г. Солодовникова (1914–1915, архитектор С.М. Гончаров) в Москве, в Лебяжьем переулке.

Коллекция Абрамцевской керамической мастерской в собрании Музея-заповедника отличается высокой степенью репрезентативности, отражает все периоды в её истории. Вместе с тем в её составе нет подобных произведений. После реставрации, проведённой реставратором II категории А.В. Воробьевой, панно предстало во всём своём блеске. Его приобретение существенно обогатило музейную коллекцию.











ВЫСТАВКА ,,БОГОРОДСКАЯ РЕЗЬБА,,



Время проведения: 24 сентября — 24 октября 2021 года

Место проведения: отдел художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» (г. Хотьково, улица Кооперативная, д. 23)


24 сентября 2021 года в залах отдела художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» открылась выставка «Богородская резьба. Секреты неувядающей молодости и обаяния древнего промысла».

Выставка представляет зрителю около 80 произведений преподавателей и студентов Богородского института художественной резьбы по дереву. Экспозиция нашей выставки открывает перед зрителями — детьми и взрослыми — удивительный мир резной богородской деревянной пластики.

Богородский художественный промысел — уникальное явление русской культуры с более чем 300-летней историей. Богородская игрушка и скульптура широко известны и любимы в народе. Искусство богородских мастеров представляет собой сложное, богатое по декоративным возможностям, глубокое по идейно-образному содержанию явление современной культуры. Вырезанные из дерева фигурки крестьян и животных в сказочных сценках выражают характер и душу народа, опыт восприятия мира, а история богородского промысла неразрывно связана с судьбами нашей Родины. Богородцы, всегда работавшие с «живства», то есть с натуры, в условной «игрушечной» форме воплотили мудрость и суровую простоту деревенского жизненного уклада. А несложные механизмы движения придавали игрушке особую живость и занимательность. В забавных фигурках, в скульптурных группах разных размеров, игрушках с движением — на планках, с балансом, с кнопкой — выражено уважение к труду, к таланту и умению, стремление отразить своё время. Всё это стало общей философией художников богородского промысла. В их изделиях светилась «искорка русской души». А приверженность к «резной» сказке «про медведя» сохраняется и в наши дни. И сегодня произведения богородских мастеров занимают видное место в отечественном декоративно-прикладном искусстве.

Лучшие традиции богородского промысла живут в произведениях художников-преподавателей Богородского института, продолжаются в работах их учеников и студентов. Почти за 100-летний срок существования богородское художественное учебное заведение, прошедшее путь от профтехшколы до вуза, выпустило из своих стен сотни мастеров-резчиков, многие из них стали художниками высокого класса.

На выставке представлены произведения выдающегося педагога, художника, народного мастера России Валентины Филипповны Вайсеро. Тонкий народный юмор, поэтизация образов и убедительная простота характерны для творческого почерка художницы. В образы своих работ она вкладывает фантазию, выдумку и изобретательность. Её игрушка — всегда добрая, остроумная, красивая, «живая», приносящая радость и веселье. Основная тематика её произведений связана со спортом, русской историей, фольклором.

А работы студентов восхитят зрителей великолепным знанием пластических свойств древесины, мастерским использованием их в создании скульптурных форм, удивят виртуозным владением приёмами резьбы, орнаментальной обработки и порезки поверхностей, порадуют желанием вносить своим искусством в повседневную жизнь поэтичность и красоту.

Посетители смогут познакомиться с работами, в которых отражены как творческие искания, так и преемственность традиций богородского искусства.

В период работы выставки по субботам посетители смогут посетить мастер-классы, которые проведут художники Валентина Вайсеро и Андрей Серебряков.






















ВЫСТАВКА ,,МНОГООБРАЗИЕ КРАСОК КАВКАЗА,,



Время проведения: 17 сентября — 3 октября 2021 года

Место проведения: флигель «Поленовская дача» Музея-заповедника «Абрамцево»


17 сентября 2021 года в Поленовской даче Музея-заповедника «Абрамцево» открылась выставка изобразительного искусства «Многообразие красок Кавказа» из собрания Музея-заповедника — этнографического комплекса «Дагестанский аул» и частных коллекций.

В основу концепции выставки заложена идея демонстрации разнообразия, самобытности и богатства дагестанской культуры, отражённой в творчестве ведущих дагестанских художников, связь вековых традиций и современности.

В Республике Дагестан мирно сосуществуют более 120 представителей разных наций, народностей и этнических групп с самостоятельными языками и диалектами, представляющими основные мировые религии — ислам, христианство, иудаизм. На 14 языках ведутся теле- и радиопередачи, издаются книги, газеты, журналы. Каждый из этих народов имеет свои особенности и отличия, которые придают им самобытность. За свою многовековую историю Дагестан не знал межнациональных и межконфессиональных конфликтов. В 2021 году Республика отметила 100 лет со дня своего образования, провозглашения автономии Дагестана.

Реализация проекта выставки началась в 2013 году. За это время выставка побывала не только во многих городах и районах Дагестана, Санкт-Петербурге и Москве, но и во всех республиках Северного Кавказа. На выставке представлены живописные, графические и скульптурные работы известных дагестанских художников в различных жанрах (натюрморт, пейзаж, портрет). Культура и традиции народов Дагестана формировались на протяжении долгих лет и передавались из поколения в поколение. Поэтому наряду с живописью и графикой на выставке представлены ювелирные изделия дагестанских мастеров и традиционные женские костюмы народов Дагестана, перекликающиеся со своим отражением на живописных полотнах. Из 87 произведений в экспозиции 44 — это живопись, 9 — графика, 5 — панно из керамики, 29 — ювелирные изделия.

Среди авторов — заслуженные художники Российской Федерации Зулкарнай Рабаданов, Хайрулла Курбанов; народные художники Республики Дагестан — Арсен Кардашов, Мухтар Камбулатов, Ибрагим Супьянов, Тимур Кагиров, Юсуп Ханмагомедов, Ислам Шовкринский; заслуженный деятель искусств РД — Галина Пшеницына; заслуженные художники РД — Саид Тихилов, Апанди Магомедов, а также художники среднего и младшего поколения — Тагир Гапуров, Октай Алирзаев, Габибулла Габибуллаев, Арслан Айсакадиев, Муса Гайворонский, Андрей Гончар, Исхак Исхаков, Магомед Даудов, Сакинат Исмаилова и другие.

Их работы объединены единой темой Дагестана, его историей, природой, традиционной культурой и бытом, отражают любовь к родной земле, домашнему очагу. На их полотнах зритель увидит горные и архитектурные пейзажи, древние аулы, народных мастеров за традиционным ремеслом, портреты горцев и горянок в ярких национальных костюмах.

Выставочный проект включает проведение мастер-классов по изобразительному и декоративно-прикладному искусству (керамике, вышивке и ювелирному делу, золотой насечке по дереву, игре на национальных инструментах), а также показ женских национальных костюмов и выступление хореографического ансамбля.




























ВЫСТАВКА ,,Т.И. СЕЛЬВИНСКАЯ. ДИАЛОГ С МАЛЕВИЧЕМ,,



Место проведения: Отдел «Абрамцево. Искусство XX века» (Цокольный этаж)


Татьяна Ильинична Сельвинская — живописец, сценограф, поэт. Заслуженный деятель искусств России, Лауреат Государственной премии России.

Родилась в Москве 2 ноября 1927 года в семье поэта Ильи Сельвинского. 1953 год — окончила Московский государственный художественный институт им. В. Сурикова. 1954 год — член МОСХа. 1964 год — член ВТО, ныне Союз театральных деятелей.

Учителя — Роберт Фальк, Александр Тышлер, Михаил Курилко-старший.

1954 год — первая выставка. 1956 год — первый спектакль. С 1956 года — более 150 спектаклей в ведущих театрах Москвы: Театр на Таганке, Ленком, театр им. В. Маяковского, театр им. Е. Вахтангова, театр им. А. Пушкина, театр им. Е. Симонова, ТЮЗ, РАМПТ, театр Советской Армии, а также в городах Советского Союза — от Одессы до Магадана.

Работала с режиссёрами: Н. Охлопковым, П. Фоменко, М. Левитиным и другими.

Начиная с 1956 года — участник всех республиканских, зональных, московских выставок в Манеже, Москва. Участник почти всех театральных выставок «Итоги сезона», Москва, квадриеннале в Праге, биеннале в Сан-Паулу, Бразилия, триеннале в прибалтийских республиках.

1966–1978 — заведующая театральным отделением МГХУ памяти 1905 года, выпустила более 100 учеников.

Выпустила шесть сборников стихов.

«Диалог с Малевичем» — название выставки живописных произведений Татьяны Сельвинской, объединяющей серии «Диалог с Малевичем», «Ритмы жизни», «Художник», «Три Арт». Картины написаны в 2019–2020 годах.

Казимир Северинович Малевич (1879−1935) — основоположник супрематизма, направления в живописи, возникшего в 1910-е годы в России. Супрематизм — искусство, пришедшее на смену кубизму. Если передача трёхмерности натуры схематизированными объёмами называлась кубизом, то супрематично изобразить природу — значило взять от неё только цвета, заключить их в двухмерную плоскость и подчеркнуть простыми формами (квадратом, кругом, треугольником) самостоятельность цвета. «Supremus» — превосходный, что, по мысли супрематистов, приравнивалось к господству живописи над натурой.

Татьяна Сельвинская к своим беспредметным композициям относится не как к символу, а как к художественной форме. Пластический опыт Малевича на каком-то этапе показался ей интересным в решении красочных задач. Простые формы: прямые и круглые плоскости, без всякого содержания, — помогают Сельвинской быть свободной в искусстве цвета.

Холсты полиптиха «Диалог с Малевичем» (2019) построены в чистом живописном ритме (не путать с интеллектуальным ритмом, вопрос «что?» в данном случае не работает). Художник передаёт движение цветовой массы (радуги) и оперирует языком цветоформ, что само по себе близко к супрематизму. Сельвинская являет свой закон созвучности форм и цветов, свой вариант тяготения форм и цветов друг к другу, зависимости одних от других, гармоничности, ритмичности и контрастов.

В сериях «Художник», «Ритмы жизни», «Три Арт» (2020), балансирующих на грани беспредметности, Сельвинская также уходит с пути рассказа. Не реальный объект или явление в природе, как оно есть или было в действительности, а блестящая красочная гамма, которая звучит как музыка, и композиционный ритм, пробуждающий ассоциативное воображение, предлагаются художником зрителю.

Татьяна Сельвинская склонна к афоризмам, и однажды она сказала: «Мои великие предшественники — Коровин, Головин, Серов — внесли в театр живопись. Я же — в живопись вношу ТЕАТР».

Живопись Сельвинской легко и просто «играет в театр», потому что по природе своей, в самых своих началах она театральна. Можно сказать иначе: театр Сельвинской никогда не существовал отдельно от её станкового творчества, был не периферией живописи, но её продолжением и естественным развитием. Точно так же в живопись художника всегда входил театр: отнюдь не одними сюжетами и темами, но сутью своей и природой.

Последние по времени написания серии живописных работ — не исключение. Они «театральны» в своей пластической сути. И вот ещё что следует сказать… Чем свободнее ощущает себя Сельвинская в своём собственном мире, чем выразительнее, индивидуальнее заявляет о себе её живопись, тем всё более и более к ней приближается искусство иных мастеров и иных эпох.

Путь к себе оказывается у художника одновременно и путём к мировому искусству. При этом Татьяна Сельвинская (Тата, как любовно называл её отец Илья Сельвинский, и следом — все добрые друзья) не цитирует, не копирует, не подражает шедеврам. Здесь диалог, здесь воображение, и главное — здесь мир художника, готовый вместить в себя миры других творцов.





















 

 

 

АРХИВ СТРАНИЦЫ