Выставки


ВСЕРОССИЙСКАЯ АКЦИЯ ,,НОЧЬ ИСКУССТВ-2016,,



3 ноября, в канун Дня народного единства, в Музее-заповеднике «Абрамцево» прошла Всероссийская ежегодная культурно-образовательная акция «Ночь искусств– 2016». В этом году девиз акции - «Время создавать».

Открылась выставка фотографий «Россия в фотографии» московских фотохудожников, участников творческих объединений «Историческая Россия» и «Москва+оффлайн», а также научными сотрудниками Музея были проведены экскурсии по выставкам «Мастерская шкафчика с колонкой», «Абрамцево-кудринская резьба» и «Фарфор завода А.Г. Попова».

Центральным событием акции в этом году стал музыкально-поэтический вечер «Я ловлю в далёком отголоске, что случится на моём веку», посвящённый творчеству Бориса Пастернака. В нём приняли участие поэты из Хотькова и Сергиева Посада, участники творческих объединений «КвадратЪ» и «Свиток». Они познакомили любителей поэзии со своими произведениями - стихами и песнями.


































ПРОШЛА ЦЕРЕМОНИЯ ГАШЕНИЯ ПОЧТОВОГО БЛОКА



25 октября 2016 года в Музее-заповеднике «Абрамцево» состоялась торжественная церемония гашения почтового блока, посвящённого 225-летию со дня рождения С. Т. Аксакова и 175-летию со дня рождения С. И. Мамонтова.

На почтовых марках изображены портреты С. Т. Аксакова и С. И. Мамонтова, на полях почтового блока — Главный усадебный дом Музея-заповедника «Абрамцево».

Дополнительно к выпуску почтового блока ФГУП Издатцентр «Марка» изготовлены конверты первого дня, и изготовлены штемпеля специального гашения для Москвы, Абрамцево Московской области и Уфы.

Художник-дизайнер: С. Ульяновский. Номинал: 25 р. Размер блока: 130×110 мм, размер марок в блоке: 37×50 мм. Тираж: 75 тыс. блоков.

Марки можно приобрести в почтовом отделении Абрамцева (тел. +7 (496) 222-36-21, +7 (496) 229-67-41).


























АНОНС! ФЕСТИВАЛЬ ,,АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК,, В УЛЬЯНОВСКЕ



2 ноября 2016 года в рамках празднования юбилея С. Т. Аксакова в городе Ульяновск Музеем-заповедником «Абрамцево» совместно с Ульяновской областной библиотекой для детей и юношества имени С. Т. Аксакова и Музыкальным училищем имени Г. И. Шадриной будут проведены культурные мероприятия Вероссийского Фестиваля «Аленький цветочек».

2 ноября (среда) в 12.30 в Ульяновской областной библиотеки для детей и юношества имени С. Т. Аксакова состоится:

· открытие юбилейной фотовыставки «…”Верный друг и муж”…. К 225-летию со дня рождения С. Т. Аксакова»;

· презентация фильма «Читаем Аксакова. Детские годы Багрова-внука»;

· награждение победителей конкурсов рисунка и фотографии из Ульяновской области;

· мастер-класс для учащихся детских школ искусств с художником Р. М. Абдуллиным (заслуженный художник Республики Башкортостан, член Cоюза художников России);

· интерактивная программа для детей «Алая роза»;

· «Музыка аксаковского времени». Исполняет пианист В. И. Рябчиков (вице-президент Общества имени М. И. Глинки и Почётный член Берлинского общества имени М. И. Глинки).


3 ноября (четверг) в 12.00 состоится концерт-лекция «Русская фортепианная музыка» в Музыкальном училище имени Г. И. Шадриной Ульяновского государственного университета в исполнении пианиста В. И. Рябчикова.















АНОНС! КОНЦЕРТ ,,МУЗЫКА АКСАКОВСКОГО ВРЕМЕНИ,, В УЛЬЯНОВСКЕ



2 ноября 2016 года в 12-30 в рамках организованного Музеем-заповедником «Абрамцево» Всероссийского фестиваля «Аленький цветочек» в Ульяновской областной библиотеке для детей и юношества имени С. Т. Аксакова состоится музыкальный вечер Виктора Рябчикова (фортепиано) «Музыка аксаковского времени».

Приглашаем Вас посетить концерт!


















ВСТРЕЧА ОБ ИЗРАЗЦЕ



19 октября 2016 года в отделе художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» прошла встреча со священником отцом Андреем (Дударевым). Он познакомил слушателей с итогами проведённого им краеведческого расследования: «Музейная коллекция русских изразцов XVIII века и история одного русского семейства».



















ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ!



Музей-заповедник «Абрамцево» и некоммерческое партнерство «Русская усадьба» проводят акцию по сбору средств на издание Альбома-каталога «Абрамцево. Усадебный дом». Он посвящён сразу нескольким юбилеям: 225-летию писателя С. Т. Аксакова, 175-летию мецената и предпринимателя С. И. Мамонтова. Альбом — итог многолетнего труда музейного коллектива, раскрывающий коллекцию музея, историю уникальных мемориальных предметов с подробным их описанием. В издании публикуются исследования по истории усадьбы, документы, воспоминания потомков Саввы Мамонтова. Альбом наполнен редкими фотографиями и иллюстрациями из фондов Государственного историко-художественного и литературного Музея-заповедника «Абрамцево». Объём — 400 страниц.

Приглашаем Вас принять участие в нашем проекте.

Ссылка:

https://planeta.ru/campaigns/40859



















МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВЕЧЕР ,,В ТРАДИЦИЯХ МАМОНТОВСКОЙ ОПЕРЫ,,


24 сентября 2016 года в Главном усадебном доме Музея-заповедника «Абрамцево» состоялся музыкальный вечер «В традициях Мамонтовской оперы». Гости услышали выступление солиста Большого театра Марата Гали (тенор) и заслуженной артистки России, солистки Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко Ольги Гуряковой (сопрано).

Вечер был посвящён отмечаемому в этом году 175-летию С. И. Мамонтова. Мамонтов выступил основателем первого в России частного оперного театра, открывшегося в 1885 году постановкой оперы А. Н. Даргомыжского «Русалка» с декорациями В. М. Васнецова. Русская Частная опера С. И. Мамонтова сделала очень многое для проведения назревших перемен в отечественном театральном искусстве и пропаганды русского оперного наследия. На её сцене впервые были поставлены оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко» и «Царская невеста».

В программе концерта прозвучала музыка из опер известных композиторов: К. В. Глюка — «Орфей и Эвридика», Дж. Пуччини — «Богема», «Манон Леско», Н. А. Римского-Корсакова — «Майская ночь», «Садко», « Царская невеста», П. И. Чайковского — «Евгений Онегин», «Пиковая дама». Эти произведения исполнялись на сцене у С. И. Мамонтова. Очень тронула слушателей сцена письма Татьяны из оперы «Евгений Онегин» в исполнении Ольги Гуряковой. Даже дети, присутствовавшие на концерте, слушали заворожённо. А заключительный дуэт из оперетты Ф. Легара «Весёлая вдова», в исполнении Марата Гали и Ольги Гуряковой, вызвал бурю положительных эмоций в зале. Партию фортепиано исполнила замечательная пианистка, обладатель двух театральных наград «Золотая маска» — Анна Рахман.




























К ПЕРЕКРЕСТНОМУ ГОДУ РОССИИ И ГРЕЦИИ. ВЫСТАВКА ,,МИНОТАВРИЯ,, В АБРАМЦЕВЕ



Период проведения выставки: с 10 сентября по 9 октября 2016 года.

Место проведения: Музей-заповедник «Абрамцево», отдел «Русские художники XX века в Абрамцеве».


2016 год — перекрёстный Год Греции и России. Выставочный проект «Минотаврия» московских художников Виктора Звягинцева, Татьяны Малюковой и Екатерины Лебедевой вдохновлён встречей с Грецией Миноса. На выставке, которая проходит в залах легендарного отдела «Русские художники XX века в Абрамцеве» с 10 сентября по 9 октября 2016 года, представлены станковые полотна и керамические опыты живописцев.

Словно вопреки названию, на выставке нет картин «мифологических», «анималистических» — она о другом. О пространственном цвете, о восприятии картины как живописной реальности с конкретностью света, состояния, чувства.

Греция, а, вернее, мистический остров Крит случился в творческой судьбе художников в 2014 году. А древний Крым был с ними на протяжении десяти лет. Они буквально исходили «тропы тавров» в Новом Свете, исплавали его бухты, узнали в лицо многие можжевельники его реликтовой рощи — и всё это написали.

Ещё Осип Мандельштам заметил черты близости образного строя древней земли Греции и Крыма и проговорил это в дивном стихотворении 1917 года «Золотистого мёда струя…». Нет, не следуя художественной интуиции поэта, но опытно зная эту близость, художники объединили в одном экспозиционном пространстве полотна с пейзажными мотивами Крита и Нового Света. А в названии «Минотаврия» намекнули о минотавре, жившем в кносском лабиринте, и циклопических таврах, чьи тропы и сакральные ущелья по сей день хранит прекрасная Таврида.

Фото экспозиции можно посмотреть здесь.



























ДЕНЬ ПОЭТА ВИКТОРА БОКОВА



Праздником поэзии Виктора Бокова, нашего известного земляка, завершилась 8 сентября 2016 года работа выставки «Паутинки ажурный наряд… Из истории традиционного промысла Оренбургского края» в отделе художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево».

Открыла праздник музыкальная гостиная «По волнам моей памяти». О жизни Виктора Бокова, о его песенном творчестве рассказала Раиса Булатова, научный сотрудник Дома-музея поэта. В записи прозвучали восемнадцать самых популярных песен на стихи В. Ф. Бокова. Среди них были: «На побывку едет молодой моряк», «Ой, снег, снежок», «На Мамаевом кургане тишина», «Ой, завьюжила, запорошила», «Колокольчик», «Володенька», «Снег седины», «Падают листья» и, конечно, знаменитый «Оренбургский пуховый платок». Эти песни были записаны в разные годы замечательными русскими исполнительницами Л. Зыкиной, О. Воронец, А. Стрельченко, Е. Калашниковой, а также Академическим хором русской песни Российского государственного музыкального телерадиоцентра (РГМЦ). Участники мероприятия — члены Советов ветеранов городов Сергиева Посада и Хотькова — с удовольствием подпевали давно знакомым и любимым мелодиям.

А вечером того же дня перед любителями поэзии прозвучали стихи поэта в исполнении сотрудниц Музея-заповедника. Перед слушателями раскрывалась боковская картина мира, пронизанная светлым ощущением жизни, наполненная музыкой и ритмикой разговорной русской речи, её живой интонацией.

Рассказ «Соловьиные трели» хотьковского писателя Владимира Жеглова прочитала поэтесса Светлана Жеглова, супруга автора. И, конечно, вновь звучали песни на стихи В. Ф. Бокова, и не только в исполнении Юлии Тихоновой, но и дуэта — Галины Тимофеевой и Яна Исаева, и знаменитых хотьковских бардов — Сергея Сычугова и Александра Мешалкина.

Название поэтического вечера — «Стоял поэт у родника» было выбрано не случайно. Виктор Боков действительно стоял у родника, неиссякаемого родника живого русского слова, народного искусства.

СПРАВКА. Родился Виктор Фёдорович Боков 6 сентября 1914 года в деревне Язвицы Владимирской губернии (ныне Сергиево-Посадский район Московской области) в семье крестьянина. Судьба наградила Виктора Бокова долгой жизнью, нелёгкой биографией и великим самобытным поэтическим талантом.

В большую литературу Виктор Боков вошёл на волне общественного подъёма русского национального самосознания конца 1950-х — начала 1960-х годов, и сам стал олицетворением этих эпохальных процессов. В ряду замечательных поэтов-современников Бокова выделяла его глубинная, органичная связь с русской историей и культурой, традициями России и подлинной фольклорной эстетикой. В произведениях поэта ярко отразилась философия народного опыта, особенности национального мышления и языка. В. Ф. Боков — автор слов знаменитой песни «Оренбургский пуховый платок» (1960). Прошедшая выставка представляла произведения мастериц-пуховязальщиц из фондов Оренбургского областного музея изобразительных искусств, который обладает единственной в России коллекцией пуховых платков.





















ДЕТСКАЯ ПРОГРАММА ,,КАК УЧИЛИСЬ НА РУСИ,,


3 и 4 сентября 2016 года в Музее-заповеднике «Абрамцево» прошла театрализованно-игровая программа «Как учились на Руси». Началась она экскурсией во флигель «Кухня», где ребята, погрузившись в обстановку крестьянской избы, узнали ответы на вопросы: «Как встречали осень на Руси? Почему учебный год начинался 1 сентября? В какие игры играли на осенних посиделках?..»

В художественной студии дети на время стали учениками старославянской школы и выяснили, сколько букв было изначально в славянском алфавите, как они читались, и почему учеников раньше называли «однокашниками». Угостились горячей гречневой кашей, которая и делала учащихся «однокашниками»... Выучили небольшое стихотворение — каждое слово которого начинается со следующей буквы алфавита. На «переменке» ребята поиграли в народные игры. И в завершение «урока» дети попробовали написать письмо настоящим гусиным пером.






















МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВЕЧЕР В АБРАМЦЕВЕ



5 сентября 2016 года в отделе «Русские художники XX века» Музея-заповедника «Абрамцево» состоялось музыкальное выступление лауреата всероссийских и международных конкурсов, студента Российской Академии музыки имени Гнесиных (класс народного артиста России, профессора Ф. Р. Липса) Юлия Мистюкова (аккордеон). Концерт вела Ольга Ивановна Аверьянова — заслуженный учитель России, преподаватель Академического музыкального училища при Московской Государственной консерватории имени П. И. Чайковского, автор многих книг и учебников по музыкальной литературе.

Насладиться живым исполнением классических мелодий и обогатиться музыкальным опытом в Абрамцево пришли директор, преподаватели и учащиеся Детской музыкальной школы №6 города Хотьково. В виртуозной игре Юлия Мистюкова слушатели могли угадать звучание органа и духовых инструментов.

В ближайшие дни музыкант примет участие в международном конкурсе аккордеонистов и баянистов «Кубок мира», который впервые пройдёт в России, в Ростове-на-Дону. От всей души пожелаем ему удачи в этом музыкальном соревновании!





















ПОДГОТОВКА К ВЫСТАВКЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ МУЗЕЕ


Продолжается подготовка к выставке Музея-заповедника «Абрамцево» в Государственном Историческом музее, посвящённой 175-летнему юбилею С. И. Мамонтова, которая откроется в октябре 2016 года. В экспозиции будут представлены редкие, практически неизвестные ранее широкой публике предметы. К их числу относится портрет Саввы Ивановича Мамонтова, выполненный Верой Васильевной Вульф в оригинальной технике — аппликации по ткани.

В. В. Вульф (1871–1923), урождённая Якунчикова, была одной из сестёр Якунчиковых, оставивших след в художественной жизни России: Натальи Васильевны Поленовой и Марии Васильевны Якунчиковой-Вебер.

Реставратором Музея-заповедника Юлией Махасевич было выполнено тщательное обеспыливание и устранение загрязнений; грубоватая поздняя тканевая основа была заменена на шёлковую, близкую к оригинальной, окрашенную отваром ольховых шишек; подведён реставрационный газ (специальная ткань). Портрет выполнен в 1910-е годы — сложный для С. И. Мамонтова период после разорения. Трактовка образа, данная художницей в портрете, в какой-то степени опровергает бытующее до сих пор в литературе мнение, что Мамонтов после 1900-го года жил забытый всеми, в нищете и бедности.






















ПРАЗДНИК СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО В АБРАМЦЕВЕ


В понедельник, 29 августа 2016 года, в Музее-заповеднике «Абрамцево» состоялось празднование Дня Спаса Нерукотворного – храмового праздника Абрамцевской церкви.

В 10.00 часов началась литургия, которую провёл настоятель церкви во имя иконы Божией Матери «Ахтырская» в Ахтырке протоиерей Борис Можаев.

После её окончания у церкви состоялась литературно-музыкальная композиция «Спас» в исполнении театрального отделения детской школы № 17 (г. Москва) под управлением Н. В. Большухиной.

Затем во флигеле «Людская» прошёл спектакль для детей «Аленький цветочек» театральной студии «О.С.Т.Р.О.В.» (ОДЦ «Октябрь», г. Сергиев Посад) под управлением Г. В. Бахаревой.

Гостями праздника стали учащиеся из Хотькова и Сергиева Посада, в том числе дети-инвалиды и воспитанники детских домов-интернатов, находящиеся под патронажем общественной организации «СИДИ» («Время надежды»).

На празднике присутствовали правнук Саввы Ивановича Мамонтова Сергей Николаевич Чернышёв и его дочь Елизавета Сергеевна. Правнук основателя Абрамцевского кружка тепло поприветствовал всех участников праздника, представил им свою юную внучку, названную в честь знаменитой прапрабабушки, «девочки с персиками» Верой – впервые за столетие в их семье вновь решили вернуться к этому имени.






























,,ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА-ЯРМАРКА В АБРАМЦЕВЕ,,


Фото Александра Бурмистрова


28 августа 2016 года состоялась «Художественная выставка-ярмарка в Абрамцеве». Мероприятие проходило на двух площадках: в музейном парке была развёрнута выставка-ярмарка, на партере перед Главным усадебным домом представили свои работы мастера изобразительного и декоративно-прикладного искусства. На торжественном открытии выставки прозвучал «Музыкальный пролог» из популярных эстрадных мелодий (исполнитель – Павел Кобринец, саксофон).

Гостей и участников ярмарки тепло поприветствовал академик Российской Академии художеств Алексей Дементьевич Шмаринов, выставка работ которого «Прогулки по Италии» проходит сейчас в отделе «Русские художники ХХ века в Абрамцеве». Он поделился воспоминаниями старожила Абрамцева с 1938 года, рассказал о временах, когда в этом здании располагался эвакуационный госпиталь, шли хирургические операции, а в Абрамцевской церкви размещался склад медицинской аппаратуры. Музей воскресал в послевоенные годы и развивался у него на глазах.

Выступили председатель Сергиево-Посадского отделения Союза художников, заслуженный художник России И. И. Харченко и заслуженный художник России скульптор Ю. П. Хмелевской, чьими работами, в том числе на абрамцевские темы (статуя С. Т. Аксакова и др.), посетители выставки-ярмарки смогли полюбоваться в партере перед Главным домом.

Директор Музея-заповедника Е. К. Воронина в своём выступлении отметила, что интерес к выставкам-ярмаркам в Абрамцеве растёт: в мае и июне этого года на подобной выставке-ярмарке выставлялись около 40 художников, 30 июля это число впервые перевалило за сотню, а в августе в Абрамцево пришли уже более 110 мастеров. Она сказала, что подобные мероприятия служат выполнению завета С. И. Мамонтова «приучить глаза народа к красивому на вокзалах, в храмах, на улицах». Мероприятие уже вошло в жизнь Абрамцева, и скоро оно станет её неотъемлемой частью.

































ВСЕРОССИЙСКАЯ АКЦИЯ ,,НОЧЬ КИНО,, В АБРАМЦЕВЕ



27 августа 2016 года в Музее-заповеднике «Абрамцево» в рамках Всероссийской акции «Ночь кино» прошла трансляция фильмов, посвящённых истории усадьбы Абрамцево, её хозяевам и гостям.

Во флигеле «Людская» посетители музея просмотрели документально-исторический фильм «Аксаковы. Семейные хроники» (1 часть; режиссёр И. И. Калядин), созданный по заказу телеканала «Культура». Фильм рассказывает о судьбе уфимско-самарской ветви рода Аксаковых, к которой принадлежали писатель С. Т. Аксаков и его семья. Также прошёл показ документально-исторического фильма «У нас здесь как сад – никакой печали…» (режиссёры: Михаил Демуров, Виктор Эпштейн). Это фильм о судьбе потомков художника В. Д. Поленова, участника Абрамцевского художественного кружка.

А в рамках выставки произведений А. Д. Шмаринова «Прогулки по Италии» проходила трансляция документальных фильмов «Русский художник А. Д. Шмаринов» и «Шмариновы. Династия».


















ПРОГРАММА ,,ЛЮДИ И КУКЛЫ,,


В воскресенье, 21 августа 2016 года, в Музее-заповеднике «Абрамцево» программой для детей «Люди и куклы» закончился курс Летней школы. На этой программе ребята познакомились с историей театральных кукол. Узнали, что правильно говорить «Театр кукол», а не «Кукольный театр», что театры кукол подразделяются на три основных типа: театр верховых кукол, театр низовых кукол и театр кукол срединных. В театре верховых кукол актёры-кукловоды обычно скрыты от зрителей ширмой и могут быть видны лишь на половину своего роста. Куклы управляются в этом театре снизу и делятся на перчаточные (знаменитый Петрушка) и тростевые. К театру низовых кукол относятся марионетки. Они управляются сверху с помощью ниток, проволоки или прутов. В театре срединных кукол куклы управляются на уровне актёров-кукловодов.

В творческой части программы ребята под руководством педагогов музея своими руками изготовили тростевую куклу и даже придумали и сыграли небольшую сказку-импровизацию с участием изготовленных персонажей.


























ПОДГОТОВКА К ВЫСТАВКЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ МУЗЕЕ


Продолжается подготовка к выставке Музея-заповедника «Абрамцево» и Государственного Исторического музея, которая будет посвящена 175-летию со дня рождения С. И. Мамонтова и пройдёт в октябре 2016 года. В нашем музее проходит реставрация принадлежавших Мамонтовым предметов, которые никогда ранее не показывались широкой публике.

Один из них — так называемый «лоскут рыбьей кожи», происходящий из коллекции Мамонтова и датируемый концом XIX века. Вероятно, что это кожа рыбы ленок. Данный вид рыб занесён в Красную книгу, как исчезающий.

За этим экспонатом скрывается целая история, Савва Иванович приобрёл его, когда ездил по Сибири, изучал перспективы этого богатейшего по своим природным ресурсам края, строил планы развития сибирской промышленности и железнодорожного дела. С этим регионом связано одно из предприятий Мамонтова — «Общество восточно-сибирских чугуноплавильных, железоделательных и механических заводов».

В фондах абрамцевского музея эта кожа хранилась в виде свитка. Перед нашим реставратором Юлией Александровной Махасевич встал серьёзный вопрос: как развернуть свиток, не повредив кожу? Ведь более чем за столетие она сильно высохла, и, просто развернув её, поломок и трещин было бы не избежать. Поэтому кожу на неделю поместили в увлажнительную камеру, чтобы её можно было безбоязненно развернуть, а затем — под пресс на месяц. После чего выяснилось, что кожа рыбы, несмотря на свой более чем вековой возраст, отлично сохранилась, и никаких других реставрационных мероприятий больше не требовалось. Этот экспонат впервые можно будет увидеть уже в октябре на выставке в Государственном Историческом музее! Ждём Вас в гости!




























ПРОГРАММА ,,ДРАМА. ОПЕРА. БАЛЕТ,,


14 августа 2016 года в Музее-заповеднике «Абрамцево» продолжился курс творческих занятий Летней школы «Играем в театр». На этот раз программа была посвящена различным жанрам театральных спектаклей, и называлась она «Драма. Опера. Балет». Ребята узнали на примере произведения Вильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь», как один и тот же сюжет может стать драматическим спектаклем, оперой и балетом. Юным театралам рассказали, что в XVII веке Генри Пёрселл написал пьесу «Королева фей», которая стала первым музыкальным спектаклем по произведению Шекспира. В начале XIX века в спектакль были включены балетные номера. А балет «Сон в летнюю ночь» написал Джордж Баланчин уже в XX веке. Тогда же была создана и одноимённая опера Бенджамена Бриттена.

В творческой части программы, которая, как всегда, проходила в детской художественной студии под руководством педагогов, ребята, послушав музыку и познакомившись с кратким содержанием произведения, рисовали понравившихся им персонажей. А в заключение посмотрели ещё и мультфильм по мотивам пьесы «Сон в летнюю ночь».



























КАК ОТРЕСТАВРИРОВАЛИ ,,СОРОЧКУ,, ДОМАШНЕЙ ИКОНЫ МАМОНТОВЫХ


Продолжается подготовка к юбилейной выставке, посвящённой 175-летию со дня рождения С. И. Мамонтова, которая откроется в октябре 2016 года. Посетители выставки смогут впервые увидеть ряд экспонатов, которые ранее нигде и никогда не выставлялись и совершенно неизвестны широкой публике. Среди них – «сорочка» иконы, принадлежавшей семье Саввы Ивановича Мамонтова. «Сорочка», «рубашка» иконы – это ткань, которой обтягивали тыльную сторону иконы. Традиция украшать оборот иконы красивыми и очень дорогими в древности тканями появилась ещё в Византии, и носила сначала сакральное, а затем декоративное значение. Чаще всего «сорочки» встречаются на домовых иконах, вот и эта «рубашка» содержит очень интересную информацию о рождении ребёнка, крещённого впоследствии в честь святого Саввы Сторожевского. Вещь принадлежит потомкам Саввы Ивановича, и после выставки семейная реликвия, уже отреставрированная, вернётся к своим владельцам.

На ткани написано: «1841 Года Родился Октября 3 числа въ 1 часъ по полуночи въ Ялуторовске Сынъ Савва. (далее неразборчиво, возможно: Служили Молебен Спасителю) 3 Октября – день именин (утрата текста) Декабря Саввы Звенигородского». Крещон Савва Октября (утрата текста) дня… (утрата текста)». Не самая простая задача стояла перед нашим реставратором по ткани Юлией Махасевич, поскольку «сорочка» была сильно смята, загрязнена, имела много разрывов. Перед тем, как выбрать способ очистки ткани, были проведены пробы на текучесть чернил, которые, к счастью, оказались устойчивы к водной обработке. Это старинные, самые распространённые в те времена железо-галловые чернила, которые делались из галлов – шариков-наростов на листьях дуба. Такими чернилами писали наши предки с XII по XIX век. Перед промывкой Юлия провела кропотливую щадящую механическую очистку ткани от поверхностных загрязнений. Затем «сорочка» была очищена водным раствором на вакуумном столе. В результате была полностью устранена деформация ткани, ушло загрязнение, ткань посветлела, стал более читаемым текст. Специально для экспоната нашим реставратором было изготовлено паспарту, а сама «рубашка» продублирована специальной тканью, которая предотвратит в дальнейшем деформацию и разрыв ткани. Результаты этой кропотливой реставрационной работы посетители смогут увидеть в экспозиции выставки.

























ПАМЯТНАЯ ДАТА В ЖИЗНИ МУЗЕЯ



11 августа – знаменательный день в истории Музея-заповедника «Абрамцево». В этот день в 1920 году усадьба была принята в ведение Отдела музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомата просвещения. В Протоколе № 54 заседания Коллегии Отдела музеев от 11 августа 1920 года записано: «Принять «Абрамцево» в ведение Отдела и устроить в нём музей-усадьбу. Утвердить смету на 30 000 руб. на устройство музея и привезти для пополнения музея предметы прикладного искусства из Абрамцевских мастерских в Москве». Абрамцево впервые приобрело новый для него статус – государственного музея.

Ранее, 10 октября 1918 года, последней владелице усадьбы Александре Саввишне Мамонтовой (на фотографии) Наркомпросом была выдана Охранная грамота «На дом и находящиеся в нём художественные ценности». И эта дата считается днём основания Музея.
























ПРОГРАММА ,,ВОЛШЕБНИК БУТАФОР,,


В воскресенье, 7 августа 2016 года, в Музее-заповеднике «Абрамцево» была проведена творческая программа для детей «Волшебник бутафор». Проходила она в рамках Летней школы. На этом занятии ребята знакомились с работой бутафорского цеха театра. Участники занятия узнали о работе мастеров-бутафоров, познакомились с некоторыми секретами театральной бутафории. Оказывается, первые бутафорские предметы появилась чуть ли не в древние времена. А в театре бутафорию впервые начали использовать в Древней Греции. В России первыми её применили скоморохи.

Ребята узнали, как делают различные бутафорские предметы, а также то, что основными материалами мастера-бутафора служат гипс, клей и бумага.

Продолжилось занятие знакомством с выставкой Елены Суав, на которой представлено большое количество бутафорского материала, в виде африканских масок.

Творческая часть программы проходила, как обычно, в детской художественной студии музея. Здесь юные бутафоры,под руководством педагогов-художников, собственноручно имитировали деревянную кружку.




















ВЫСТАВКА ,,ВПЕЧАТЛЕН СВЕТОМ,,



Период проведения выставки: с 5 августа по 11 сентября 2016 года.

Место проведения: Музей-заповедник «Абрамцево», флигель «Поленовская дача».



5 августа 2016 года во флигеле «Поленовская дача» открылась выставка «Впечатлён светом. К 100-летию со дня рождения Андрея Гавриловича Лысенко. Живопись 1940-1960-х годов ХХ века из собрания Музея-заповедника «Абрамцево» и семьи художника». Выставка продолжает серию художественных проектов, посвящённых мастерам Ново-абрамцевского сообщества. Гостей выставки поприветствовали глава городского поселения Хотьково Р. Г. Тихомирова и директор Музея-заповедника Е. К. Воронина.

Имя заслуженного художника России Андрея Гавриловича Лысенко (1916-2000), автора многочисленных произведений социалистического реализма – «Год тысяча девятьсот сорок первый» (1961), «Москву отстояли» (1965), «Хотят ли Русские войны?» (1984) – старшее поколение наверняка помнит по печатным изданиям. Его произведения тиражировали на открытках, почтовых марках, в журналах.

На выставке будет представлено творчество мастера в более узком ключе. Будучи учеником прославленных живописцев ХХ века – Б. Иогансона, И. Грабаря, А. Лентулова, Андрей Лысенко стал преемником традиций московской школы живописи. Имена его учителей неразрывно связаны с Абрамцевом, а с 1967 года художник приобрёл дачу в посёлке Художников и стал членом «Ново-абрамцевского» кооператива. Здесь он создал множество лучезарных пейзажей, натурных портретов родных и близких ему людей, интерьеров абрамцевского дома.

Выставка будет интересна широкому кругу зрителей. Возможно, многие почувствуют ностальгию по ушедшим временам, остальные познакомятся с творчеством Андрея Лысенко, которое не было статичным. Художник в разные годы оказывался под влиянием того или иного течения или школы. Было и увлечение передвижниками, был и социалистический реализм, отвечавший духу эпохи, были и поиски нового в «романтическом реализме». Но на протяжении всей творческой жизни художник был вдохновлён и впечатлён светом. Светом самой жизни.

А вот что рассказал о творчестве Андрея Гавриловича Лысенко его внук, присутствовавший на открытии выставки, художник Андрей Станиславович Лысенко: «Его волновала тема революции. Андрей Гаврилович искренне верил в идеи революции, в то, что она несёт людям добро. Он говорил: «Я – верующий коммунист». И к теме взятия Зимнего дворца он часто обращался, потому что его односельчане приняли участие в штурме Зимнего. На представленном на выставке эскизе 60-х годов «Зимний взят» изображены все его односельчане – здесь и его отец, и дед... (В более поздних картинах уже и я есть, на крыше Зимнего дворца.) Поэтому его картины часто попадали на страницы и обложки таких журналов, как «Огонёк», «Советский воин» и другие. Эти журналы тоже представлены на этой выставке… Другая для него близкая тема – Великая Отечественная война, у него огромный цикл картин на тему войны с фашизмом. Тематически с войной связан представленный в экспозиции портрет моей прабабушки, его тёщи – «Мать героев» (1965). Моя бабушка была 21-м ребёнком у неё в семье, все её сыновья ушли на фронт, и все вернулись живыми, хотя и израненными.

Он не мог жить без творчества, ему требовалась постоянная самореализация. Всё время он был в работе, чуть что, говорил мне «Замри!», и писал с меня этюд. Для него отдых был – пойти на пейзажи. Представленный на выставке эскиз 1938 года «Пётр Первый в кузнице» сыграл свою роль в судьбе Андрея Гавриловича – Игорь Эммануилович Грабарь, внимательно рассмотрев работу, взял А. Г. Лысенко сразу на второй курс.

Почему в его картинах часто нет «сделанности»? Потому что воздух всегда колеблется, меняется, и главным для него было «impression», впечатление. Впечатлительность – очень характерная черта этого художника. Отсюда и название выставки «Впечатлён светом». Это – продолжение традиций В. А. Серова в передаче света и воздуха.»




















ВЫСТАВКА ,,ПАУТИНКИ АЖУРНЫЙ НАРЯД…,,



Период проведения выставки: с 3 августа по 11 сентября 2016 года.

Место проведения: отдел художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» (г. Хотьково).


3 августа 2016 года в отделе художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» открылась выставка «“Паутинки ажурный наряд…“ Из истории традиционного промысла Оренбургского края». Выставка представит произведения оренбургских мастериц-пуховязальщиц из фондов Оренбургского областного музея изобразительных искусств, который обладает единственной в России коллекцией пуховых платков. Пуховые изделия оренбургских мастериц издавна получили широкую известность не только в России, но и далеко за её пределами. Сегодня — это часть общероссийского культурного наследия. В ряду традиционных промыслов России «Оренбургский пуховый платок» занимает одно из самых почётных мест. Пуховые платки, шали и палантины работы оренбургских пуховязальщиц — ценные и самобытные образцы народного художественного творчества.

Зарождение в Оренбуржье пуховязального промысла произошло во второй половине XVIII века. При этом речь идёт именно о зарождении промысла, а не пуховязального рукоделия, о существовании которого оренбургские женщины знали и раньше.

По тонкости работы, оригинальности узора, красоте отделки, эластичности, прочности и способности сохранять тепло оренбургские пуховые платки не имеют себе равных. Особым изяществом отличаются ажурные платки, так называемые «паутинки». Лёгкую ажурную «паутинку» легко можно уложить в скорлупу гусиного яйца или пропустить через обручальное кольцо.

Оренбургский пуховый платок, прославленный, воспетый, вызывает восторг и удивление своей красотой. Его зримая, осязаемая невесомость, созданная искусными руками мастериц, — гимн неисчерпаемому богатству талантов народа, его творческой фантазии и умелым рукам. В его волшебных ажурах отражается самобытная душа оренбургских мастериц-вязальщиц, их грусть и радость, вдохновение и фантазия, в узорах ассоциативно и символически проявляется всё многообразие и красота окружающей природы. В ажурной дымке оренбургского платка угадываются вихрь метели и снежные равнины, морозные узоры на окне и раздольные песни степного края.

Выставка познакомит гостей с работами лучших вязальщиц, в которых отражены художественные особенности пуховязального промысла, будет представлено около 30 предметов: платков, шалей, палантинов. Посетители узнают об уникальных особенностях пуха местной породы коз, на базе которого возник промысел, смогут проследить основные этапы развития промысла.



















ПРОГРАММА ,,МУЗЫКА И ГОЛОСА,,


31 июля 2016 года, в воскресенье, в Музее-заповеднике «Абрамцево» прошла очередная программа Летней школы. Как и предыдущие, она была посвящена театральному искусству и связана с историей знаменитой Русской частной оперы С. И. Мамонтова. В этот раз юные посетители музея познакомились с составом симфонического оркестра, узнали много для себя нового о сложном, но благодарном творческом труде музыкантов. Оказывается, симфонический оркестр подразделяется на струнно-смычковые, духовые, деревянные, медно-духовые, ударные и клавишные инструменты. Ребята не только выслушали подробный рассказ музейного педагога, но и сами смогли послушать звучание этих инструментов. Тема оперной музыки продолжилась экскурсией в Студию-мастерскую, где хранятся керамические работы М. А. Врубеля к опере «Садко». Эти произведения, выполненные в технике майолики, сами можно назвать «овеществлённой музыкой».

Творческая часть программы проходила в художественной мастерской музея и предполагала ассоциативное творчество. Слушая музыку оперы «Садко», ребята под руководством художника-педагога рисовали персонажей одноимённой былины.



























ВЕРНИСАЖ В АБРАМЦЕВЕ


30 июля 2016 года в Музее-заповеднике «Абрамцево» прошла художественная акция «Вернисаж под открытым небом». Акция продолжает сложившуюся в музее добрую традицию проведения подобных мероприятий, причём количество их участников постоянно возрастает. В этот раз в акции приняли участие около 100 художников, мастеров народных промыслов, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, живописи Москвы, Хотькова, Сергиева Посада, Твери и многих других городов.

Гости музея смогли полюбоваться на яркие и своеобразные живописные и скульптурные произведения, предметы декоративно-прикладного искусства. Среди этих работ — созданные мастерами с зарекомендовавшими себя именами: Анатолием Ивановичем Сысоловым — заслуженным художником России, Юрием Павловичем Хмелевским — заслуженным художником России, сергиево-посадскими художниками Михаилом Ивановичем Пузырёвым, Андреем Леонидовичем Дёминым, а также мастерами декоративно-прикладного искусства — Виктором Юрьевичем Котовым, Александром Викторовичем Илларионовым, Галиной Витальевной Ямбаршевой и многими другими.

Привлекли внимание публики молодые художественные таланты: учащиеся Лицея при Академии художеств и МГАХИ имени В.И. Сурикова — Алеся Белова, а также Никита и Таисия Чернорицкие из династии Соколовых — потомки Николая Александровича Соколова (1903-2000), одного из легендарных «Кукрыниксов».

Вернисаж неизменно вызывает повышенный интерес и художников, и зрителей: для художников – это возможность показать своё искусство, свой талант; для Музея — продолжение абрамцевских художественных традиций, ведь именно здесь, в Абрамцеве, на рубеже XIX–XX веков в Абрамцевском художественном кружке, благодаря С.И. Мамонтову «взращивались» известные мастера русской школы живописи. Многие из современных произведений развивают темы, характерные для творчества участников Мамонтовского сообщества.

Для Музея этот день был особенно знаменателен, так как открылись сразу две выставки замечательных мастеров — заслуженного художника России А.Д. Шмаринова «Прогулки по Италии», которая погружает нас в красоту Рима, Милана, Помпеи, Неаполя, Флоренции 60-70-х годов ХХ века, и ещё одна необыкновенная выставка, которая называется «Дар», художницы Елены Суав. На создание произведений, представленных в её экспозиции, художницу вдохновило великое африканское искусство, повлиявшее на формирование магистрального направления искусства ХХ века — авангарда, включая русский авангард.

В рамках действующей выставки «Абрамцевский пейзаж» состоялась экспозиция работ студентов художественного института имени В. И. Сурикова. Они приехали с однодневной выставкой «Переславские этюды». Эти работы (их было около 20) — результат летней практики студентов, которую они проходили в городе Переславль-Залесский на творческой даче имени Д. Н. Кардовского. Руководителями проекта стали преподаватели МГАХИ имени В. И. Сурикова — известные художники Виктор Алексеевич Звягинцев, Екатерина Игоревна Лебедева, Татьяна Николаевна Малюкова.

Следующий Вернисаж в Музее-заповеднике пройдёт 28 августа. Запись художников и мастеров по телефону: 8-926-544-10-30


























АРХИВ СТРАНИЦЫ (VII)

Дата публикации 17.09.20 17:07
 
<< Начало < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Следующая > Последняя >>

Страница 7 из 9