МАСТЕРСКАЯ

 

Мастерская.По проекту В. А. Гартмана. 1873

Мастерская построена в 1873 г. по проекту архитектора Виктора Александровича Гартмана (1834–1873) на месте разобранного аксаковского флигеля, к юго-востоку от усадебного дома. Одноэтажное деревянное здание состоит из жилой пристройки с низкой, почти плоской крышей, и скульптурной мастерской, перекрытой двускатной кровлей. С западной стороны расположено крыльцо, ведущее в сени, откуда направо – вход в две небольшие комнаты, и прямо – в мастерскую. В мастерской хорошо продуманное естественное освещение.

В северной и южной стенах – обычные прямоугольные окна, в верхней части восточной стены – широкое окно во всю стену, под которым находится застекленная дверь на балкон с лестницей, ведущей в парк. Потолка в мастерской нет, поэтому дополнительное освещение дают слуховое окно и окна-люкарны в кровле. Крыльцо, кровля, наличники окон и карнизы постройки щедро украшены пропильной резьбой.

Мастерская – единственное сохранившееся до нашего времени деревянное произведение Гартмана – яркий образец «русского» или, вернее, псевдорусского стиля, одного из направлений архитектурной эклектики, характерной для второй половины XIX столетия.

В этом направлении работали И. С. Богомолов, В. А. Гартман, Р. И. Кузьмин, И. П. Ропет и другие известные архитекторы, но отношение к их творчеству всегда было неоднозначным. Историк искусства и художественный критик В. В. Стасов писал, что это «самая важная, самая талантливая, самая разнообразная, самая поразительная и самая изящная из всех наших архитектур.

Здесь настоящим новым русским духом веет несравненно более, чем во всем остальном, что делали наши архитекторы… Тут пошли в ход уже настоящие русские архитектурные мотивы, народные, доселе существующие, созидаемые самим русским народом в его избах, его посуде, утвари, в сотнях предметов его домашнего обихода…».


Мастерская. Восточный фасад

Архитекторы «русского стиля» действительно использовали мотивы народного творчества, но соединяли их в своих произведениях механически, без учета функционального предназначения. Так, Гартман украсил здание мастерской резным орнаментом, заимствованным из народных вышивок.

С. И. Мамонтов в «Летописи сельца Абрамцева» отзывался о мастерской сдержанно: «Постройка вышла не совсем удачна, потому что Гартман, не сделав никаких чертежей, ни разу не смог приехать на стройку, а все дело поручил своему десятнику Громову, который ездил из Москвы и строил домик по словесным указаниям Гартмана…». В. М. Васнецов в письме к В. В. Стасову высказывался более прямолинейно: «Скажу, впрочем, откровенно: архитектура Гартмана и Ропета меня не удовлетворяла».

При Мамонтовых в мастерской работали М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, И. Е. Репин, С. И. Мамонтов, увлекавшийся скульптурой, а в жилых комнатах в летнее время останавливались В. А. Серов и И. С. Остроухов. В 1920-х гг. здесь жила семья художника П. П. Кончаловского.

 

 

С июня 2016 года по настоящее время в мастерской на постоянной основе развёрнута экспозиция произведений «Михаил Врубель. Живопись, керамика. Из собрания Музея-заповедника "Абрамцево"».

Михаил Александрович Врубель — один из наиболее выдающихся представителей русского искусства конца XIX — начала XX веков, на протяжении длительного периода был связан с Абрамцевским художественным кружком.

Наиболее яркую часть экспозиции составляют керамические изделия, выполненные в Абрамцевской гончарной мастерской, созданной в 1889-1890 годах. Представлены наиболее известные вещи М. А. Врубеля — в частности, керамическая сюита «Снегурочка», «Египтянка», декоративные вазы, а также изразцы для печей.