ВЫСТАВКА РАБОТ ИЛЬИ РЕПИНА В АБРАМЦЕВЕ



В Музее-заповеднике «Абрамцево» работает выставка «Илья Репин в Мамонтовском (Абрамцевском) художественном кружке». Посетить её можно в составе экскурсии по Главному усадебному дому. Выставка продлится до 31 января.

На выставке экспонируется 17 графических произведений И. Репина и одна скульптура — портрет хирурга Н.И. Пирогова, над которым художник работал в 1881 году в Хотькове. Представлены, по большей части, портреты 1878–1879 годов хозяев усадьбы и их гостей: сказителя Василия Щеголёнка, искусствоведа Мстислава Прахова, гувернёров детей Мамонтовых — Жюля Таньона и Аполлона Белопольского, художника Рафаила Левицкого. Все они выполнены на так называемых рисовальных вечерах, которые процветали в Абрамцеве в 1870-х годах. Кроме того, на выставке — прекрасные женские портреты 1890-х годов — Надежды Репиной, Виктории Мамонтовой, Екатерины Баташёвой.

Небольшая камерная выставка существенно дополняет основную экспозицию Главного усадебного дома, где представлены и другие произведения художника — портреты, этюды к известным полотнам, редкий для творчества Репина натюрморт («Абрамцевский букет»), жанровые зарисовки.

Илья Репин познакомился с семьёй Мамонтовых зимой 1873–1874 годов и принадлежал к числу наиболее ярких и деятельных участников мамонтовского художественного содружества. 2019 год — юбилейный год для И.Е. Репина, завершилась грандиозная выставка в Государственной Третьяковской галерее, продолжает свою работу выставка в Русском музее. В этих проектах принимает участие Музей-заповедник «Абрамцево».










ВЫСТАВКА РАБОТ НИКОЛАЯ ДАВЫДОВА




Время проведения: 22 ноября — 15 декабря 2019 года

Место проведения: отдел художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево»


22 ноября 2019 года в Отделе художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» открылась выставка произведений пейзажной живописи Николая Сергеевича Давыдова, известного живописца, заслуженного художника Российской Федерации, академика Российской академии художеств. На выставке «Россия! Сердцу милый край…» представлены произведения из авторской коллекции.

Николай Сергеевич Давыдов родился в 1951 году в селе Ольшанка Одесской области. В школьные годы с родителями проживал в Кемеровской области. В их доме находились подлинные работы таких мастеров, как В.В. Мешков, К.А. Коровин, С.А. Виноградов, В.Н. Бакшеев, С.В. Герасимов, В.К. Бялыницкий-Бируля. Родственником семьи был Василий Васильевич Мешков (1893–1963) — выдающийся живописец, народный художник РСФСР, действительный член АХ СССР. Он завещал свою коллекцию семье. И, наверное, это определило жизненный путь Николая Давыдова.

Окончил Красноярское художественное училище имени В.И. Сурикова (1973) и факультет живописи Дальневосточного педагогического института искусств во Владивостоке (1978). С 1980 года живет и работает в Твери. С 1976 года — участник профессиональных художественных выставок. Член Союза художников России (1989).

Собственное творчество он сочетает с организаторской деятельностью по популяризации тверского искусства в различных регионах России и за рубежом (в Болгарии, Китае, Германии). Н.С. Давыдов — организатор и творческий руководитель первого пленэра тверских художников в с. Мошенское Новгородской области в 2003 году, положившего начало муниципальной картинной галерее; в 2008 году — один из организаторов международного пленэра и международной выставки «Памятники Отечества», прошедших в Твери и Тверской области. Николай Сергеевич был также художественным руководителем международного пленэра в Скопье (Македония) в 2002 году, совместных пленэров славянских народов. Является одним из организаторов традиционных зимних пленэров в республике Коми. В 2014 и 2016 годах состоялись его творческие поездки на Афон (Греция).

Персональные выставки художника, всего более 40, проходили, в частности, в Вышнем Волочке в 1992, 2006, 2008 годах; в Твери в 1985, 1997, 2003 (совместно с В.И. Волковым), 2005, 2010 годах; в Минске и Ярославле в 2004; в Москве в Кремле в 2005 и 2015; в Академии художеств в 2007; в Центральном доме художника и храме Христа Спасителя в 2011; за рубежом — в Софии, Салониках, Берлине, Лондоне, Дублине. Произведения художника находятся в Тольяттинской картинной галерее, Национальном музее Республики Коми, Национальном художественном музее Республики Беларусь (Минск), Могилевском областном художественном музее и Бобруйском художественном музее (Беларусь).

За свою активную творческую и выставочную деятельность художник награжден архиерейской грамотой и медалью «За жертвенное служение храму Христа Спасителя» и другими медалями и дипломами.

Выставка продлится до 15 декабря.























ВЫСТАВКА ГРУППА ,,ДЕВЯТЬ,,

К 90-летию со дня рождения Н. И. Андронова



Время проведения: 2 ноября — 15 декабря 2019 года

Место проведения: Поленовская дача Музея-заповедника «Абрамцево»


Уважаемые посетители! Обращаем внимание, что работа выставки продлена до 15 декабря 2019 года!

Группа «Девять» («Девятка») — фракция молодых реформаторов, образовавшаяся внутри МОСХа (Московского союза художников) в конце 1950-х годов. Увлечённые французской школой живописи художники — наперекор принятой в те годы общей линии в изобразительном искусстве — адаптировали сезаннизм, идя по пути мастеров общества «Бубновый валет». Утверждая многообразие творческих индивидуальностей, право художника на решение исключительно профессиональных живописных задач, на поиски новых форм для выражения своего времени, — они, по сути, определили новый вектор реалистической живописи в отечественном искусстве второй половины XX века.

Своеобразной манифестацией пластических поисков художников в области традиционного станковизма стала московская выставка группы «Девять» 1961 года. Её участники: Л. Берлин, Н. Егоршина, М. Фаворская, Н. Андронов, М. Никонов, Б. Биргер, В. Вейсберг, М. Иванов, К. Мордовин.

Цель устроителей нынешней выставки «Группа "Девять"» в музее «Абрамцево» — вспомнить участников «Девятки» и продемонстрировать их полотна в некоей ретроспективе.

30 апреля 2019 года исполнилось 90 лет со дня рождения Николая Ивановича Андронова, лидера группы «Девять», большого русского художника. Выставка посвящена этой дате.

На выставке представлены произведения из собраний Музея-заповедника «Абрамцево», музея «Новый Иерусалим», Фонда IN ARTIBUS, частных собраний.

Справки по тел.: (496) 543-24-70, 8-916-278-45-42.



























ВЫСТАВКА КЕРАМИКИ АЛЕКСАНДРЫ СТВОРА ,,МОЙ МИР,,



Время проведения: 11 октября — 17 ноября 2019 года

Место проведения: отдел художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» (г. Хотьково, ул. Кооперативная, д. 23)


11 октября 2019 года в залах отдела художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» открылась выставка керамики художника Александры Створа.

Новая выставка раскрывает нашим зрителям яркий и удивительно разнообразный мир керамики. Проходят тысячелетия, меняются формы предметов, расширяется ассортиментный ряд, но человек по-прежнему стремится любоваться изделиями, хранящими тепло рук художника, каждый раз удивляясь метаморфозам в глине. Метаморфозам, которые отражают культурные процессы и творческие поиски сегодняшнего дня.

На нынешней выставке свой мир керамики представляет московский художник-керамист — Александра Створа. С Абрамцевом и Хотьковом она связана духовно и эмоционально — художественное образование Александра получила в Абрамцевском художественно-промышленном колледже, который окончила в 1995 году. Именно своим учителям с глубокой благодарностью и признательностью она посвящает нынешнюю выставку в Хотькове. Александра Створа училась на отделении камня, кости, дерева, но главным увлечением её жизни стала керамика. Её мама, Галина Александровна Корзина, была выдающимся художником-керамистом, и Александра с раннего детства росла в творческой атмосфере, где существовало трепетное отношение к керамике По окончании колледжа А. Створа активно работает в творческих группах Экспериментального творческо-производственного комбината «Воронцово» Союза художников России. Главным выбором и главной страстью Александры среди многообразия и широких возможностей авторского выражения в керамике стала гончарная техника. Постепенно она постигала секреты и тайны этой древней техники, существующей на стыке ремесла и искусства. Виртуозно владея гончарным кругом, Александра создаёт яркие динамичные декоративные скульптурные образы, «выкручивает», «конструирует» эффектные и удивительные по гармоничности формы. Её работы выделяются яркой индивидуальностью и высоким профессионализмом.

Со временем она нашла собственный изобразительный язык, обрела полную свободу выразительного высказывания в создании поэтического образа живой природы.

Анималистика — её любимый жанр, в котором Александра создаёт чистые, по-детски незащищённые, пронизанные добротой и непосредственностью образы животных и птиц, нередко экзотических. Она украшает их росписью, в которой бесконечно разнообразна и артистична: использует этнические мотивы, интересно работает с орнаментами, впечатляет сочетанием цветов, подчёркивающих особенности пластического образа. Поэтому в одних работах Александры ощущается связь с национальной традицией, в других — она абсолютно свободна и виртуозно экспериментирует с цветом, формой, фактурой. И то, и другое интересно и по-настоящему талантливо.

А. Створа является одним из ведущих московских художников-керамистов, она — член Московского Союза художников (с 1999 года) и Союза художников России (с 2005 года). Входит в состав комиссии по декоративно-прикладному искусству, а также молодёжной и экспозиционной комиссий Союза художников России, ведёт большую общественную работу. Работы Александры отмечены дипломом и благодарностью Российской академии художеств, дипломами Союза художников России.

А. Створа с 2005 года регулярно участвует в международном пленэре «Арт-Жыжаль» (Белоруссия), в международном керамическом симпозиуме в п. Опошня (Украина), во всероссийском керамическом симпозиуме, который несколько лет проходил в г. Уржум Кировской области. Проводит мастер-классы гончарного искусства.

А. Створа — активная участница профессиональных художественных выставок: московских, всероссийских, международных, групповых и персональных.

Произведения хранятся в коллекциях Могилёвского областного художественного музея имени П.В. Масленикова (Белоруссия), Национального музея-заповедника украинского гончарства (п. Опошня, Украина), Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых и Мемориального комплекса Славы имени А.А. Кадырова (г. Грозный, Чеченская республика).

На выставке керамики Александры Створа «Мой мир» в отделе художественных ремёсел представлено около 100 произведений.

Выставка будет работать до 17 ноября 2019 года.

Справки по тел. 8 (496) 543-07-67.

















ВЫСТАВКА ,,ЛИКИ ГОГОЛЯ,,



Время проведения: 26 сентября — 27 октября 2019 года

Место проведения: Поленовская дача Музея-заповедника «Абрамцево»


26 сентября 2019 года в Поленовской даче Музея-заповедника «Абрамцево» открылась выставка «Лики Гоголя», приуроченная к 210-летию со дня рождения писателя. На ней представлены гравюры, рисунки, акварели из собрания Музея-заповедника «Абрамцево» и частных собраний.

Гостей открытия поприветствовала директор Музея-заповедника Е.К. Воронина. Куратор выставки С.В. Волкова рассказала о рождении замысла экспозиции. Ведущий научный сотрудник музея М.В. Суворов прочитал присутствующим увлекательную историческую лекцию о дружбе Н.В. Гоголя и С.Т. Аксакова. Выступили участники выставки — художники Кирилл Мамонов и Владимир Анисимов. Мамонов напомнил, что «все мы вышли из гоголевской шинели»; Анисимов поведал о пути, подаренном Гоголем. В состоявшемся оживлённом обсуждении экспозиции участвовали добрые друзья Музея-заповедника, жители абрамцевского посёлка Художников Е.Ю. Пророкова, М.Н. Андронова и Н.И. Аникина (принявшая также самое непосредственное участие в отборе работ для выставки).

«У Гоголя гротескное, с глубоким рельефом, лицо. По нему вы не прочтёте характер, не узнаете души человека, ушедшего в лицо, как в пещеру со множеством рукавов, коридоров, которые сойдутся ли где-то, приведут ли куда-нибудь — кто скажет? Лишь угадывается скрытая громадность общего замысла, расползающаяся лабиринтом характера настолько извилистого, что, кажется, не должно ему принадлежать одному человеку, но несколько старомодным и враждующим между собою натурам». Так Андрей Синявский, филолог, философ и писатель, в одной из своих книг пытался парадоксально-дерзко поведать о мире пугающе странном и непонятом — мире гения Гоголя. Книгу он назвал «В тени Гоголя».

Наша выставка «Лики Гоголя» — тоже попытка приблизиться к гению Гоголя. Вроде бы есть и основания. Гоголь приезжал в подмосковную усадьбу «Абрамцево» в гости к Аксаковым в 1849 и в 1851 годах. В гостиной старого дома читал первую главу второго тома «Мёртвых душ». Гулял в старом парке, был умиротворён, — гласит абрамцевское предание.

С тех давних времён много воды утекло. Но уже в музейный период в абрамцевской коллекции сложился так называемый гоголевский раздел с портретами писателя и иллюстрациями к его произведениям. Этот материал лёг в основу выставки. Всё начинается с гравюры с работы А.Г. Венецианова 1834 года, где Гоголь представлен в молодом расцвете, каким-то подобием Хлестакова, украшенном на манер петушка затейливым хохолком или коком. Мы подчёркиваем это сходство иллюстрациями Н.В. Кузьмина и М.З. Рудакова к «Ревизору». Блестящая комедия не одинока, она в компании с иллюстрациями к «Вечерам на хуторе близ Диканьки», «Миргороду», «Петербургским повестям» П.П. Соколова, Д.И. Митрохина, В.Н. Горяева, С.А. Алимова.

Дошедшие до нас описания наружности Гоголя, как и его портреты разного времени, поражают также отсутствием единства в этом лице. И если в работе Венецианова ещё не просвечивает писатель, талант, то в портретах, относящихся к зрелому возрасту Гоголя (причёска, небольшие усы, эспаньолка), — смотрит разом на нас слишком уж много всего. Это время «Мёртвых душ» и «Шинели». Другие времена — другие художники? Да: А.А. Агин, современник писателя, В.Е. Маковский, В.А. Серов, А.И. Кравченко. И «нет»: мы вновь во власти работ В.Н. Горяева, С.А. Алимова; неожиданных — К.С. Мамонова (Гоголь по Хармсу), В.С. Анисимова (Гоголь по Вересаеву). Облик Гоголя странно двоится в просветлённой и вместе инфернальной отъединённости. Это труднопостижимо, но явлено художниками с какой-то неумолимой гоголевской интонацией. Их работы словно балансируют на грани чего-то смехотворного и в то же время нездешнего, таящегося где-то рядом, и тут уместно вспомнить, что разница между комической стороной вещей и их космической стороной зависит от одной свистящей согласной. Кстати, не будем забывать, что «произведения Гоголя, как и вся великая литература, — это феномен языка, а не идей» (Владимир Набоков. «Николай Гоголь»).

Чем же заканчивается выставка? Акварельной работой В.Н. Горяева «Памяти Александра Иванова». Почему? Рим, дружба, одинаковая степень отдания себя искусству, одинаковый сверхвысокий уровень искусства. Но ещё и потому, что образно-пластически работа обращена к тем тайным глубинам человеческой души, где проходят тени других миров, как светлые тени безымянных и беззвучных кораблей. Эта работа — о Чуде, которое как нельзя более соответствовало ирреальному миру Гоголя.


















ВЫСТАВКА ИЗ АБРАМЦЕВА В БРАТИСЛАВЕ



Время проведения: 24 сентября — 3 октября 2019 года

Место проведения: Российский центр науки и культуры в Братиславе


24 сентября в Российском центре науки и культуры (РЦНК) в Братиславе (Словакия) открылась выставка «Виктор Васнецов: “Радость архитектурного творчества…”». На открытии выставки выступили руководитель РЦНК Инна Викторовна Кузнецова и заместитель по науке директора Музея-заповедника «Абрамцево» Елена Николаевна Митрофанова, которая затем провела первую экскурсию по выставке. В числе гостей выставку посетили учащиеся гимназии с изучением русского языка. Особый интерес вызвала тема православного церковного искусства в России. Присутствующие высоко оценили профессиональный уровень экспозиции.

Выставка рассказывает о самом первом архитектурном проекте В.М. Васнецова, когда он «почувствовал сладость архитектурного творчества». Летом 1881 года он в Абрамцеве совместно с В.Д. Поленовым выполнил проект Церкви Образа Спаса Нерукотворного, в сооружении которой художники принимали непосредственное участие. Небольшой усадебный храм сыграл огромную роль в рождении большого стиля — именно Абрамцевская церковь стоит у истоков модерна. Через десять лет рядом с храмом появилась часовня, воздвигнутая по проекту В.М. Васнецова над могилой сына Мамонтовых, молодого художника Андрея Мамонтова. Он умер, простудившись во время работы во Владимирском соборе в Киеве, 7 июля 1891 года. Так причудливым образом оказались навсегда связаны в истории семьи Мамонтовых два памятника: усадебная церковь Образа Спаса Нерукотворного и Владимирский собор в Киеве.

Поэтому не случайно оказался в коллекции Мамонтовых комплект фотографий с изображением интерьеров Владимирского собора, выполненных в известных киевских фотоателье — Эдуарда Роминиковича Козловского и Генриха Григорьевича Лазовского. Фотографии выполнены во второй половине 1890-х годов в период работы над росписью собора или по её завершению.

В течение 10 лет В.М. Васнецов был связан с этим гигантским проектом. Фрески В.М. Васнецова, вызывавшие бурные споры и даже негативные оценки современников, через сто лет стали образцом для подражания многих иконописцев. Сам Васнецов очень ценил эту свою работу. Он сказал по завершении строительства: «Я поставил свечку Богу».

























ВЫСТАВКА ИЗ АБРАМЦЕВА В БОЛГАРИИ



Время проведения: 16 — 30 сентября 2019 года

Место проведения: Российский культурно-информационный центр в Болгарии (София, Шипка, 34)


В Российском культурно-информационном центре (РКИЦ) в Болгарии открылась выставка «Лики Гоголя», приуроченная к 210-летию со дня рождения писателя. Выставку представляет Музей-заповедник «Абрамцево». На торжественном открытии выставки перед гостями центра выступили директор Музея-заповедника «Абрамцево» Елена Воронина и научный сотрудник музея Михаил Суворов, а хранитель фондов графики музея и куратор выставки Светлана Волкова провела экскурсию по экспозиции. Самые маленькие посетители выставки получили от директора Абрамцевского музея подарки — книги С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», изданные музеем и красочно иллюстрированные детскими рисунками.

Подарком от РКИЦ всем присутствовавшим на торжественном открытии выставки стало выступление актёров Русского камерного театра в Софии. Они готовят постановку по гоголевским «Вечерам на хуторе близ Диканьки». На открытии выставки они исполнили весёлую народную песню.

В экспозицию вошли факсимильные копии произведений П.М. Боклевского, В.Е. Маковского, В.М. Васнецова, В.А. Серова, А.И. Кравченко, Д.И. Митрохина, К.И. Рудакова, Н.В. Кузьмина, В.Н. Горяева, С.А. Алимова из собрания Музея-заповедника «Абрамцево».

Подробнее о выставке можно узнать здесь.


















ВЫСТАВКА ,,ИСТОРИЯ ЦВЕТА САКУРЫ,,



Время проведения: 22 августа — 6 октября 2019 года

Место проведения: отдел художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» (г. Хотьково, ул. Кооперативная, д. 23)


22 августа 2019 года в 15:00 в отделе художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» состоялось открытие персональной выставки работ признанного мастера монохромной живописи Ирины Анатольевны Левашёвой «История цвета сакуры». Произведения созданы в технике японской живописи суйбокуга.

Слово «суйбокуга» в переводе с японского означает — тушь, вода, картина. Эта техника рисования тушью настолько отличается от европейских традиций, что даже художники со стажем, впервые сталкиваясь с ней, превращаются в новичков. Особенность этой живописи заключается в чарующей красоте чёткого контраста чёрного цвета и белоснежной бумаги. Уникальные свойства самой туши — передавать тончайшие вибрации, яркость, прозрачность и глубину тона; одухотворённый ритм живого движения, выраженный виртуозной игрой света и тени, насыщенностью и гармоничностью, — вот в чём суть неповторимой японской живописи. Ирина Левашёва для своих работ использует только рисовую бумагу оригинального изготовления, минеральные краски и шёлк. Она признаётся: «Через свои работы мне хочется передать покой, красоту природы, умиротворение и желание созерцать прекрасное, искать тонкое, красивое во всём небольшом». К нам в Хотьково выставку привезли из Калининграда, из Музея Мирового океана.

Ирина Анатольевна Левашёва родилась в 1965 году в Москве. Закончила Академическое художественное училище «Памяти 1905 года» по специальности «Реставрация и хранение живописи» (1989). Работала художником-реставратором предметов резной кости в ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря (1989–2013). С 2010 года и по настоящее время И.А. Левашёва работает по той же специальности во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва).

С 2004 года И.А. Левашёва состоит в ВТОО «Союз художников России». На её счету — десятки выставок. Среди наиболее ярких — персональные выставки: «Симфония суми-э» в Государственном музее Востока (2013) и в Государственном музее-усадьбе «Архангельское» (2014). Выставочные проекты «Симфония суми-э» и «Волшебная японская тушь» стали украшением фестиваля «Японская осень 2014». В 2015 году в Поволжском отделении Российской академии художеств состоялась юбилейная выставка И.А. Левашёвой, где ей была вручена Серебряная медаль «За вклад в отечественное изобразительное искусство».

С 2003 года художник работает в технике японской живописи суйбокуга. В 2009 году вступает во Всеяпонское общество художников суйбокуга («Дзен коку суйбокуга бидзюцукокай»). С 2012 года она ежегодно участвует в конкурсе «500 лучших работ года» Общества искусства суйбокуга (Токио, Япония), где её работы неизменно отмечаются дипломами. Кроме того, И.А. Левашёва ежегодно участвует в выставках «Нихонноби — Красота Японии», проводимых на базе ведущих музеев и выставочных площадок нашей страны, таких как Центральный дом художника, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Государственная Третьяковская галерея, Российская академия художеств (Санкт-Петербург).

В 2007 году И.А. Левашёва получила «Яшмовую печать мастера» и творческий псевдоним «Счокрэй — Прекрасный Пион» с правом преподавания японской живописи. В 2014 году ей был присуждён профессорский диплом. Под её руководством в Музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве была открыта школа японской живописи.

Работы мастера находятся в музеях, частных коллекциях и различных фондах в России и за рубежом (в Японии, США, Англии, Германии, Австрии, Швейцарии, Италии, Испании, Египте). В экспозиции представлены свыше 40 работ художника в технике японской живописи суйбокуга, созданных на протяжении последних десяти лет, а также работы в области музейной реставрации.

Справки по тел.: 8 (496) 543-07-67.


























ВЫСТАВКА ИЗ АБРАМЦЕВА В ТАРХАНАХ



Время проведения: 9 августа — 29 сентября 2019 года

Место проведения: Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» (Пензенская область)


9 августа 2019 года в Музее-заповеднике «Тарханы» (Пензенская область) открылась выставка «Иные «герои нашего времени». Произведения Н.В. Гоголя в иллюстрациях русских художников», которая является совместным проектом двух музеев-заповедников — «Тарханы» и «Абрамцево». Она приурочена к 210-летней годовщине со дня рождения Н.В.  Гоголя и 205-летней годовщине со дня рождения М.Ю. Лермонтова. На открытии выставки присутствовало много гостей — взрослые и юные посетители музея, учащиеся местной школы.

Творчество Гоголя всегда притягивало к себе отечественных художников. В их числе — А.А. Агин, П.М. Боклевский, В.Е. Маковский, Д.И. Митрохин, Д.Н. Кардовский, Кукрыниксы, К.И. Рудаков, произведения которых представлены на выставке. Работы выполнены в течение столетия — от середины XIX до середины ХХ века — и отражают разные подходы к творчеству великого русского писателя: для П.М. Боклевского характерна карикатурность; для А.А. Агина и В.Е. Маковского — иллюстративность, повествовательность; для Д.Н. Митрохина — обобщённость, лаконичность. Художников привлекал реализм, яркость и сила характеров, обличительный пафос, поэтичность. Портретная галерея гоголевских героев в интерпретации известных русских мастеров графики из собрания Музея-заповедника «Абрамцево» органично дополнена предметами быта той эпохи из коллекции Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы».

Подробнее о выставке читайте здесь.



















ВЫСТАВКА НИКОЛАЯ РОМАДИНА



Время проведения: 27 июля — 25 августа 2019 года

Место проведения: Поленовская дача Музея-заповедника «Абрамцево»


27 июля 2019 года в Музее-заповеднике «Абрамцево» состоялось открытие выставки «Николай Ромадин. Ученик Михаила Нестерова». Ромадин — выдающийся пейзажист XX века, его произведения хранятся во многих музейных собраниях России и за рубежом. Художник работал в Абрамцеве в 1940-80-е годы.

В день открытия Поленовская дача не смогла вместить всех друзей семьи Ромадиных и ценителей творчества художника, поэтому вернисаж было решено провести под открытым небом.

С приветственными словами к собравшимся обратились директор Музея-заповедника Елена Константиновна Воронина и Нина Степановна Ромадина, внучка художника. Они подчеркнули, что выставка абрамцевская — и по именам, и по жанру, и по вневременному диалогу. В экспозиции представлены вещи из дома Нестерова, хранящиеся в семье Ромадиных. Участие Нины Степановны в организации выставки привнесло семейную атмосферу в её общий замысел — так, среди экспонатов есть и подаренная ей в детстве кукла.

Своими впечатлениями о выставке поделились народные художники России, академики Российской академии художеств Алексей Дементьевич Шмаринов и Сергей Александрович Алимов, искусствовед и художник, заслуженный деятель искусств РФ, академик Российской академии художеств Наталья Ивановна Аникина, художник и режиссёр Елена Юрьевна Пророкова, ведущий научный сотрудник Музея-заповедника С.А. Есенина Константин Петрович Воронцов и другие. Открытие прошло в тёплой, домашней обстановке: звучали воспоминания и стихи.

Нынешняя выставка не обязана своим появлением никаким юбилейным торжествам и датам, только — именам, месту и теме. Это объясняется тем, что Николай Михайлович Ромадин (1903–1987) — хранитель традиций классического русского пейзажа. Вместе с тем он — выдающийся пейзажист именно XX века. Все бури и испытания столетия были пережиты им сполна. Ромадинский пейзаж стал частью новой эстетики, интерес к которой не ослабевает в наши дни.

Михаил Васильевич Нестеров (1862–1942) — художник другого времени, другого поколения, стоящий у истоков русского религиозного пейзажа. Именно Абрамцево помогло Нестерову обрести свой особый пейзажный образ и тему.

Судьбоносная встреча двух мастеров состоялась в 1940 году на первой персональной выставке Ромадина в зале Московского товарищества художников. На неё неожиданно в сопровождении дочери Серова пришёл Нестеров (художественных выставок он тогда не посещал). Творчество Ромадина его заинтересовало. В остававшиеся два года жизни Нестеров в своих беседах и переписке с Ромадиным утвердил в нём уверенность в его исключительном таланте, а главное — дал ответы на вопросы духовной, нравственной сущности искусства, которые волновали художника.

Абрамцевская выставка — ретроспективная по характеру, образная по сути — обращается к неизбывной теме русского пейзажа. Благодаря Нестерову Ромадин ушёл от искусства, состоящего «на службе полемики, политики, рецензий», к тщательному изучению натуры, природы — к пейзажам, так высоко оценённым мастером («На Ваших этюдах можно учиться и ими можно наслаждаться… Откуда вы это знаете?»). Своими воспоминаниями, рассказами о Рублёве, Александре Иванове, Врубеле Нестеров ввёл Ромадина в непрерывную, живую традицию национального искусства. «Я русский и должен посвятить себя России, а не аморфному человечеству» (Н.М. Ромадин).

Колористически изысканные, замкнутые в себе, этюдно-вольные, картинно-панорамные — произведения Ромадина (их более пятидесяти) демонстрируются на выставке рядом с этюдами учителя (они являются частью интимного предметного уголка Нестерова). А «Выставка в выставке» с работами 1940-х годов позволяет окунуться в атмосферу «судьбоносности». Основная же идея выставки заключается в том, что ромадинский пейзаж — явление уникальное, а сам художник — классик. Говоря это, мы имеем в виду не звание народного художника СССР и государственные премии, не масштабные персональные выставки и славу крупнейшего советского пейзажиста, художника, чей автопортрет представлен в галерее Уффици, — Ромадин был классиком по своим художественным воззрениям. Приглашаем зрителя убедиться в этом — просто и непредвзято.

Мастерство двух художников можно оценить в Поленовской даче до 25 августа.





























ВЫСТАВКА О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ХОТЬКОВА



Время проведения: с 24 июля по 25 августа 2019 года

Место проведения: отдел художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» (г. Хотьково, улица Кооперативная, 23)


С 24 июля 2019 года в отделе художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» работает выставка «Художественная жизнь Хотькова». На ней представлены графика, фотография, декоративно-прикладное искусство из собрания Музея-заповедника. Работа выставки продлится до 25 августа.








ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА ,,ДАНЬ МОДЕ,,



Время проведения: 21 июня — 21 июля 2019 года

Место проведения: Поленовская дача Музея-заповедника «Абрамцево»


21 июня 2019 года в Поленовской даче состоялось открытие выставки «Дань моде», организованной совместно с Лермонтовским музеем-заповедником «Тарханы».

Директор Музея-заповедника «Абрамцево» Елена Воронина поблагодарила музей-заповедник «Тарханы», отметив, что это уже второй совместный проект на территории Абрамцева и что сотрудничество будет продолжаться.

По словам Елены Савочкиной, сотрудника музея-заповедника «Тарханы», выставка создавалась для того, чтобы познакомить зрителя с бытом дворян XIX века. Одной из главных задач было показать личность человека через окружающий его предметный мир пояснила куратор выставки Татьяна Волчкова, научный сотрудник Музея-заповедника «Абрамцево».

Вернисаж продолжился выступлением актера Александра Кравченко, представшего в роли Хлестакова.

Выставка продлится до 21 июля.


Репортаж телеканала "ТВР24"

























ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА ,,ИНЕССА И РАШИД АЗБУХАНОВЫ. МЕТАМОРФОЗЫ В ДЕРЕВЕ,,


24 мая 2019 года состоялся вернисаж выставки «Инесса и Рашид Азбухановы. Метаморфозы в дереве» в отделе художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево». Собралось очень много гостей — художников, музейных работников и жителей Хотькова. Директор Музея-заповедника «Абрамцево» Елена Воронина поприветствовала собравшихся, отметив, что отдел художественных ремёсел целенаправленно работает с художниками в области декоративно-прикладного искусства, когда-то закончившими АХПУ (в настоящее время — АХПК имени В.М. Васнецова) и представляющими так называемую «абрамцевскую школу». Рашид и Инесса Азбухановы учились в Абрамцевском художественно-промышленном училище в 1980-е годы — в один из самых плодотворных и ярких периодов его истории. «В Абрамцеве я родилась как художник, и оно дало мне всё», — призналась Инесса Азбуханова.

Своими впечатлениями о выставке поделились сотрудники Третьяковской галереи Галина Сидоренко и Марина Абакумова, руководитель Сергиево-Посадского отделения Союза художников России Иван Харченко, художники Александр Величко и Олег Данилов, руководитель движения «Сделано в Хотьково» Лариса Рапопорт и другие гости, среди которых было много друзей и однокурсников Азбухановых по АХПУ. Они тепло и эмоционально вспоминали о своей альма-матер.

На выставке представлено 60 работ художников, среди них — новая серия работ, которая ранее не экспонировалась.

Выставка продлена до 14 июля.


Телерепортаж ТВР24:

















ВЫСТАВКА ,,ВСПОМИНАЯ С.И. МАМОНТОВА,,



Время проведения: 6 апреля — 30 июня 2019 года

Место проведения: Главный усадебный дом Музея-заповедника «Абрамцево»


C 6 апреля 2019 года в Главном усадебном доме Музея-заповедника «Абрамцево» работает выставка «Вспоминая С. И. Мамонтова…». Она посвящена 101-й годовщине со дня кончины Саввы Ивановича, который умер на 77-ом году жизни 6 апреля 1918 года. Выставка расположена в небольшом зале с высокими окнами — эркере, построенном С. И. Мамонтовым в 1882 году, что окончательно придало абрамцевскому дому загородный, дачный облик. В экспозиции представлены несколько портретов Мамонтова, выполненных в 1870-1880-е годы Ильёй Репиным и Валентином Серовым, фотографии, скульптурные портреты работы самого Мамонтова, фотографии, документы. Среди экспонатов — предметы, редко покидающие запасники музея, а некоторые — посмертная маска С. И. Мамонтова, античная скульптура из мрамора, эскиз памятника Мамонтову 1990-х годов — показываются впервые.

Интересным документом является письмо служащих Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, написанное в тяжёлое для Мамонтова время, когда его, как сейчас бы сказали, обвинили в коррупции и посадили в тюрьму. Строки из этого письма, которые приводятся ниже, дают прекрасную характеристику всей деятельности С. И. Мамонтова.

«Савва Иванович,

Служащие Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги перед иконой Святителя Николая молили Господа Бога, да поможет Он Вам бодро перенести ниспосланное испытание. В течение многолетней совместной службы, познав Вас как человека и деятеля, Ваши сотрудники с горячим участием, сердцем следят за Вами. Отношение Ваше всегда отзывчивое, открытое, человечное к нам, многочисленной меньшой трудовой братии создало между Вами и нами прочную нравственную связь, которую не могут подорвать случайности жизни. Ваше имя неизменно произносится с чувством глубокого уважения и признательности за все так широко содеянное Вами добро. Примите эту икону Глубокоуважаемый Савва Иванович и да укрепит Вас Господь в эти тяжелые минуты и да вернет Он Вас нам скорее здоровым и бодрым.»

Посетить выставку можно в составе экскурсии по Главному усадебному дому. В течение работы выставки специалисты музея будут проводить тематические экскурсии «Вспоминая С. И. Мамонтова…».



















ВЫСТАВКА ,,БОГАТЫРЬ ИЗ АБРАМЦЕВА. К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АНДРЕЯ МАМОНТОВА (1869-1891)



Место проведения: Поленовская дача Музея-заповедника «Абрамцево»

Время проведения: 24 мая — 16 июня 2019 года


24 мая 2019 года в Поленовской даче Музея-заповедника «Абрамцево» начала работу выставка, посвящённая 150-летнему юбилею второго сына в семье Мамонтовых, Андрея Саввича. Название — «„Богатырь” из Абрамцева» — связано с историей написания В.М. Васнецовым картины «Богатыри», над которой художник работал в усадьбе. Известно, что для самого юного богатыря — Алёши Поповича, позировал юный Андрей Мамонтов или, по семейному прозвищу, Дрюша. Его младший брат Всеволод вспоминал: «Помню, как по утрам к Яшкиному дому поочерёдно водили то рабочего тяжёлого жеребца, то верховую лошадь отца, Лиса, с которых Васнецов писал коней для своих богатырей. Помню, как мы завидовали моему брату Андрею, на которого походил Алёша Попович в этой картине».

Андрей Мамонтов прожил очень короткую жизнь — 21 год. Он родился слабым и болезненным, и фактически Елизавета Григорьевна его спасла своим каждодневным уходом. Именно из-за Андрея она с детьми на несколько месяцев уезжала на зиму в тёплые страны — в Италию. С ранних лет проявилось в Андрее дарование художника, и он поступил на отделение архитектуры в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1890 году. Вместе со своей матерью Елизаветой Григорьевной и художницей Еленой Дмитриевной Поленовой он фактически был одним из организаторов столярной и гончарной мастерских в Абрамцеве.

В.М. Васнецов пригласил Андрея по окончании Училища живописи, ваяния и зодчества в Киев для участия в росписи Владимирского собора, и поручил ему исполнение орнаментов. Результат превзошёл все ожидания: по словам Васнецова, в работе молодого художника было «много красоты и оригинальности». Эти орнаменты стали, к сожалению, единственной серьёзной работой Андрея Мамонтова. В холодном соборе он сильно простудился, что привело к обострению тяжёлой болезни почек. Спасти его не смогли. Андрея Мамонтова похоронили в Абрамцеве, для чего рядом с церковью Спаса Нерукотворного по проекту Васнецова была построена часовня, украшенная керамическими орнаментами по эскизам Андрея Мамонтова.

Его дарование высоко ценил М.А. Врубель: «Много, много обещавший юноша; я, несмотря на то, что чуть не вдвое старше его, чувствую, что получил от него духовное наследство. А может — это только впечатление вообще той семейной среды, у которой он душой питался».

Несмотря на короткую жизнь, Андрей Мамонтов оставил богатое наследие — это его многочисленные эскизы, учебные рисунки, что и позволило сделать самостоятельную выставку. Большинство работ хранилось в запасниках и ранее не выставлялось, а юбилей даёт повод, как это уже бывало не раз, обратиться к малоизвестным страницам в истории Мамонтовского (Абрамцевского) художественного кружка.



















ВЫСТАВКА ,,МЕТАМОРФОЗЫ В ДЕРЕВЕ,,. ИНЕССА И РАШИД АЗБУХАНОВЫ



Место проведения: отдел художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» (Хотьково, ул. Кооперативная, д. 23)

Время проведения: 18 мая — 30 июня 2019 года


18 мая в залах отдела художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» начала работу уникальная выставка «Метаморфозы в дереве». Художники Рашид и Инесса Азбухановы, альма-матер которых — Абрамцевское художественно-промышленное училище (АХПК) имени В.М. Васнецова, представят произведения разного времени из авторской и частных коллекций.

Инесса и Рашид Азбухановы — заслуженные художники России, Почётные члены Российской Академии художеств, Лауреаты Премии Правительства Российской Федерации в области культуры за 2013 год за проект «Возрождение резной иконы». Их творчество — это совокупность уникального таланта, глубокого знания истории, уважения к традициям русского и мирового искусства. Они принадлежат к числу наиболее талантливых и успешных авторов, работающих в технике резьбы по дереву. В творчестве Инессы и Рашида Азбухановых присутствуют два равноценных направления — резная икона и геометрические композиции. Оба направления сосуществуют, не отрицая друг друга, но становятся средством постижения мира в разной пластической образности. Оба эти направления будут представлены в экспозиции нынешней выставки. Более тридцати лет назад художники обратились к древней традиции резной рельефной православной иконы. С тех пор ими созданы более 100 «икон на рези».

Каждое их произведение демонстрирует поистине ювелирную технику резьбы по дереву — тщательно и виртуозно исполненный рельефный образ с множеством изобразительных и орнаментальных мотивов. Азбухановы отнюдь не копируют первоисточники, опираясь на церковный канон, они дают ему сегодняшний язык. В их работах ощутимо звучит несомненное авторское начало, не нарушая духовной основы. Тёплое живое дерево, в котором под резцом художников рождается образ, вызывает ощущение глубокой гармонии, в которой соединяется земное и небесное. Авторы работают с разным деревом (липа, сосна, кедр), уделяя внимание особенностям этих пород. Важное значение они придают цвету, совмещают скульптуру и живопись, графическую ритмику форм и сложную цветовую нюансировку.

На выставке можно увидеть как композиции, где главенствует естественный цвет дерева, так и окрашенные, где использована авторская техника тонировки, а также есть включения живописных элементов.

Рашид и Инесса Азбухановы создают «свой мир» религиозного творчества, поле которого — не только многонациональная российская цивилизация, но и пространство христианского мира в целом. Исполненные ими рельефные иконы, резные иконостасы и киоты, предметы декоративного искусства украшают храмы России, музеи и частные коллекции.

Активный поиск новых художественных средств является неотъемлемой частью эволюции творчества этих художников. Экспериментируя и развивая искусство резьбы по дереву, художники создали принципиально новое направление в этой области, получившее название метасимволизм. В принципиально новых циклах рельефной графики Инесса и Рашид исследуют вариабельность языка геометрических фигур, выявляя скрытую логико-символическую силу интегрированных образов. Для создания многочисленных виртуозных композиций — рельефных панно, наполненных сложным колористическим решением, — авторы избрали приём орнаментальной геометрии. Можно сказать, что художники совместили лексикон графических знаков с символикой мотивами народного искусства: традиционными орнаментами вышивок, росписи предметов быта, декоративной архитектурной резьбы. Закон симметрии, который неукоснительно сохраняется, придаёт им величавую торжественность. Рельефные панно кажутся драгоценными праздничными покровами. Ансамбли графических фигур в них и глубина символов, скреплённые общей художественной идеей, выражают широкий спектр ассоциаций и ярких жизненных впечатлений. Графические элементы так формируют пластику рельефа, что она приобретает ещё и оценочные характеристики события, образа или явления, достигает живописной выразительности, рождает яркое эмоциональное впечатление. Эти произведения завораживают феноменальными по техническому качеству орнаментами, точностью цветовых решений, гармонией ритмов, удивительной пространственной глубиной, дающими зрителю ощущение движения времени, духовных переживаний, рассматривания кристаллической структуры.

Творчество Рашида и Инессы Азбухановых известно не только в России, но и за её пределами. Персональные выставки художников доставили эстетическое удовольствие ценителям русского искусства в Англии, Франции, Швейцарии, Германии, Италии.










ВЫСТАВКА ,,КРУГЛЫЙ СТОЛ. ФАКУЛЬТЕТ СЦЕНОГРАФИИ ГИТИС,,



Место проведения: Поленовская дача Музея-заповедника «Абрамцево»

Время проведения: 26 апреля — 19 мая 2019 года


29 апреля 2019 года в Поленовской даче Музея-заповедника «Абрамцево» состоялось открытие выставки работ студентов факультета сценографии крупнейшего в Европе театрального института — ГИТИСа — под названием «Круглый стол». В выставке приняли участие семнадцать студентов института, представившие разноплановые произведения, среди которых — живопись, театральные эскизы, макеты костюмов и декораций. Выставка проводится в рамках Года театра и призвана популяризировать театральное искусство.

По словам Станислава Морозова, заведующего кафедрой сценографии, работы студентов будто были созданы для стен Поленовской дачи.

Преподаватель института Виктор Суковицын отметил, что выставка позволяет студентам поставить свои работы рядом с работами знаменитых художников, творивших в Абрамцеве, пройти по тропинкам, по которым ходили Аксаков и Гоголь, и понять, насколько их собственное творчество соизмеримо с творчеством этих людей. «Эта территория намолена искусством в лучшем его проявлении», — подчеркнул он.

Гостей поприветствовала и директор Музея-заповедника «Абрамцево» Елена Воронина, сказав, что в музее это давняя мечта — привлечь студентов театральных институтов к постановке спектаклей в усадьбе.

Современный российский театр представляет множество новаторских проектов, способных удивить любого зрителя, где даже постановки известных классических произведений могут отличаться остротой, смелостью и бескомпромиссностью. В этом отношении студенты ГИТИСа представили образцы работ, художественное качество которых объединяет и традицию, и свободу творчества. Здесь вы увидите, что мир театра является особым видом искусства, созданием которого и занят театральный художник.

Выставка в Абрамцеве продлится с 26 апреля по 19 мая.


Телерепортаж ТВР24:




















ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА ЛАРИСЫ ЛЕХОВОЙ



Время проведения: 12 апреля — 12 мая 2019 года.

Место проведения: отдел художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» (г. Хотьково, улица Кооперативная, д. 23).


12 апреля 2019 года в отделе художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» начала работу долгожданная персональная выставка Ларисы Леховой. Выставка в Музее-заповеднике «Абрамцево» приурочена к 75-летнему юбилею замечательной, проникновенной и искренней художницы.

Открытие прошло в необычайно душевной обстановке: Мастера пришли поздравить многочисленные ученики, друзья и коллеги. Гостей поприветствовала директор Музея-заповедника Елена Воронина: «Я под впечатлением от увиденного и от того, что вижу в глазах пришедших на выставку».

«Нам было важно показать замечательную живопись, графику, керамику и даже резные работы. Педагогику же никак не покажешь — это то, что передаётся от сердца сердцу, из рук в руки, от души к душе», — сказала заведующая отделом художественных ремёсел Александра Грушко.

Лариса Леонидовна поблагодарила организаторов и гостей выставки: «Хотьково — это необыкновенное место и необыкновенные люди, я благодарна всем за то, что мы вместе».

Лариса Леонидовна — график, живописец, художник декоративно-прикладного искусства, керамист, творчество её имеет обширный видовой и жанровый диапазон. И экспозиция нашей выставки представляет более ста произведений, созданных в различных жанрах, техниках и материалах. Перед зрителем предстанет автор, которую природа наградила волшебным художественным даром, в чьём творчестве удивительно сочетаются экспрессия цвета и метаморфозы формообразования. Л. Лехова много и вдохновенно работает в графике, часто наполняя работы философскими раздумьями, духовной силой, христианской мудростью и теплотой, порой увлекая своей почти сюрреалистической атмосферой таинственных образов, творческих переживаний и вспыхнувших откровений, иной раз удивляя яркой декоративностью и очарованием моделей. Её графические листы — как окна в мир тонких материй, духовного опыта и поэтических ощущений, окно в свой образный мир, где человек — участник великого круговорота бытия.

Точность цветовых и тональных отношений, продуманная организованность цветовой гармонии, символическая многозначность и поэтическая изысканность отличают живописные работы художницы. Самые простые мотивы подмосковного пейзажа наполнены чистотой светлого восприятия, особой теплотой и эмоциональностью.

Основным содержанием керамических произведений Л.Л. Леховой стал предметный мир, окружающий человека, и его взаимоотношения с миром вещей. Глубоко осознавая исконную связь керамического искусства с домашней предметной средой, автору удаётся находить этой теме яркие, свежие, нестандартные решения. Ведущим образно-сюжетным мотивом керамики является взаимоотношение пластических объёмов и пространства. В них преобладает изобразительное начало: выразительность форм и острота силуэтов, ритмичность построения пластических объемов, эмоциональная выразительность декоративной росписи. Изысканная многоцветная роспись конкретизирует формы, развивает заложенные автором смыслы и символы.

Непосредственной и бесконечно важной частью творческой жизни Ларисы Леонидовны является её педагогическая деятельность. С 1969 года после окончания Московского Высшего художественно-промышленного училища имени С.Г. Строганова (отделения декоративно-прикладного искусства по специальности «художественная керамика») Лариса Лехова работает преподавателем живописи и композиции Абрамцевского художественно-промышленного колледжа (АХПК) имени В.М. Васнецова. Художница каждый день посвящает образовательной деятельности, отдаёт часть себя, своей души воспитанию будущих художников, совмещая это служение с творчеством. Можно сказать, что её творчество стало частью педагогики, и напротив, педагогика — часть её творческой жизни. Практически все выпускники АХПК всегда с искренней любовью и уважением, с огромной благодарностью отзываются о Ларисе Леонидовне и как о замечательном художнике, и как о выдающемся талантливом педагоге, который может повести за собой ученика, заставить его поверить в будущую профессию, овладеть нюансами мастерства, увлечь радостью творческого созидания.

Лариса Леонидовна Лехова удивительный человек — за долгие годы преподавания в АХПК стала незаменимой фигурой и, практически, символом колледжа.

Лариса Лехова — участница многих профессиональных художественных выставок с 1969 года. Произведения Л.Л. Леховой находятся в собрании Музея-заповедника «Абрамцево», в Пензенском музее народного творчества, Музее народной графики (Москва), в частных собраниях России и за рубежом.

Удивительно яркие, жизнерадостные произведения Леховой можно будет увидеть в отделе художественных ремёсел до 12 мая.


Репортаж ТВР24 об открытии выставки:
























,,ЗВЕЗДНЫЙ ДОЖДЬ,,. ВЫСТАВКА ТАТЬЯНЫ СЕЛЬВИНСКОЙ И УЧЕНИКОВ




Место проведения: Поленовская дача Музея-заповедника «Абрамцево»

Время проведения: 29 марта — 21 апреля 2019 года


В Год театра Музей-заповедник «Абрамцево» готовит сразу несколько «театральных» выставочных проектов, один из которых, под названием «Звёздный дождь», открылся 29 марта в Поленовской даче Музея-заповедника.

Юрий Хариков, театральный художник, на вручении Татьяне Сельвинской международной Премии Станиславского 2018 года сказал: «…Два загадочных слова — Тата Сельвинская. Звучит, как имя звезды… По сути, Татьяна Ильинична Сельвинская таковой и является. Она смогла не только внести в нашу театральную культуру огромное количество своего таланта, но и воспитала и обеспечила на долгие-долгие годы нашу театральную судьбу целой плеядой замечательных художников — звёзд отечественной сценографии».

«Звёздный дождь» — это выставка Татьяны Ильиничны Сельвинской и её учеников — по преимуществу театральных художников. На вернисаж, несмотря на пятничные пробки, приехали почти все участники проекта, чтобы поддержать Мастера и побывать в благословенном творческом Абрамцеве. По словам куратора выставки Светланы Волковой, этот проект воссоздаёт атмосферу тех дней, когда Савва Мамонтов приглашал в усадьбу своих друзей и они вместе ставили здесь домашние спектакли. Директор Музея-заповедника Елена Воронина зачитала поздравление с открытием выставки от президента Российской академии художеств Зураба Церетели и поблагодарила Татьяну Ильиничну за прекрасную выставку. «Это праздник для меня», — призналась Сельвинская.

О Сельвинской: родилась в 1927 году, дочь поэта Ильи Сельвинского, ученица Роберта Фалька, Александра Тышлера, Михаила Курилко. В мире театра Татьяна Сельвинская — легенда. Оформила около 200 спектаклей «от Одессы до Магадана». Среди её столичных театральных работ — «Аттракционы» (Театр Ленинского комсомола, 1966), «Волки и овцы» (Мастерская П. Н. Фоменко, 1992), «Без вины виноватые» и «Милый лжец» (Театр имени Е. Вахтангова, 1993, 1994), «Богатые невесты», «Поллианна», «Принцесса грёза» (РАМТ, 1994, 1995, 1996), «Мария Стюарт», «Великая Екатерина», «Барышня-крестьянка» (Театр имени М. Ермоловой, 1996, 1998), «Леди Шекспир» («Никиндом», первый домашний профессиональный театр, 2011), и другие. Создала целое направление в сценографии, известное как «школа Сельвинской».

В проекте участвуют ученики Сельвинской: К. Шимановская, А. Мелик-Саркисян, Т. Спасоломская, И. Шумилов, Е. Сенатова, И. Балашевич, А. Плигин, О. Вакулин, Г. Головченко, А. Кислицына, Н. Марченко, В. Смелков, И. Четвертков, О. Малягина, М. Зотова, Л. Евмешкина, Е. Корнилова, Л. Чертова, Н. Васильева. Известные театральные художники и просто — талантливые люди, нашедшие себя и в живописи благодаря Сельвинской.

Неудивительно: она сама — страстный станковист и самобытный живописец. Абрамцевский зритель, конечно же, помнит выставку её работ «Игры разных лет», прошедшую в музее год назад. Сила цвета, образная непохожесть ни на кого в полотнах художника просто сбивали с толку: «Это живопись 2017 года? Ну, помилуйте! Разве ТАК пишут в 90 лет?»

И вот — грядёт новая выставка, где наряду с эскизами и макетами театральных декораций будут представлены станковые работы художников. Участников проекта девятнадцать. Вернее, двадцать — вместе с ней — боготворимой. Они с радостью откликнулись на призыв выставиться в Абрамцеве, решив, что «место изначально театральное».

Мы же, устроители выставки, думаем о продолжении традиций, о преемственности, о живом токе искусства, о «звёздном дожде», наконец, который случится в Абрамцеве уже в конце марта.

Выставка продлится до 21 апреля.






















ВЫСТАВКА ГРАФИКИ И ЖИВОПИСИ ЯКОВА БАСОВА




Место проведения: отдел художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» (г. Хотьково, ул. Кооперативная, д. 23)

Время проведения: с 7 марта по 7 апреля 2019 года.


В отделе художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» открылась выставка произведений Якова Александровича Басова (1914–2004), выдающегося крымского художника. Новая выставка знакомит с творчеством, пожалуй, самого «крымского» из художников прошлого века.

Своим творчеством Яков Басов внёс огромный вклад в развитие изобразительного искусства, раздвинул границы возможностей пейзажной живописи, приобщил к восприятию и пониманию изобразительного искусства тысячи людей. Самобытное творчество художника искусствоведы относят к направлениям «претворённого (индивидуально-субъективного) реализма», романтизма, отмечают тесную связь с импрессионизмом. В центре творчества Я. А. Басова — человек, его душевные переживания.

Основной живописный жанр Я. А. Басова — пейзаж. Природа, в понимании художника, является средой формирования сознания человека, сущностью, через которую наиболее полно можно передать все оттенки чувств, обращённые к человеку. Природа в басовских работах выступает живой, динамической, эстетически совершенной стихией. Эта стихия в своём законченном выражении является символом, формой для выражения внутренней, истинной сущности духовности. Живописный язык художника метафоричен и символичен. Автор всегда утверждал, что изобразительное искусство — это искусство символов, что даёт возможность творцу не имитировать зримый мир, не создавать натуралистическое произведение, а передавать движение, «вечный ток жизни», любовь и отчаяние художника.

Крым в работах Басова выражен не узнаваемыми видами, солнечными маринами или горными пейзажами. Он выражен цветом, настроением, живыми, яркими, динамичными линиями. Композиции Я. Басова разнообразны, остры. Они заставляют зрителя быть «соучастником изображаемого».

Экспозицию выставки составляют 60 акварельных и живописных произведений мастера из собрания Александра Басова, сына художника, руководителя фонда «Художник Яков Басов».

























К БИОГРАФИИ ЯКОВА БАСОВА



Яков Басов (1914–2004) — советский и украинский живописец и график: пейзажист, портретист, мастер натюрморта, заслуженный художник УССР (1978), народный художник Украины (2004), лауреат Государственной премии Автономной республики Крым (1997). Родился и вырос в Крыму, в городе Симферополь. Восьмилетним мальчиком он поступил в студию академика Императорской Академии художеств, профессора батальной живописи, «сухопутного Айвазовского» Николая Семёновича Самокиша в Симферополе (1922–1930). Самокиш заметил яркое дарование своего ученика. По его рекомендации Я. Басов продолжил художественное образование в Ленинграде — вначале на рабфаке ИЗО Ленинградского Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств (1931–1933), затем окончил рисовальный факультет этого Института (1933–1937), учился в мастерских художников Н. Наумова, Д. Кардовского, В. Шухаева.

После окончания института жил и работал в Ленинграде. Участвовал в художественных выставках (с 1935). Участник Великой Отечественной войны — доброволец с первых дней её начала. После демобилизации из рядов советской армии Я.А. Басов постоянно жил в Крыму: в Алупке с 1946 года, а с 1972 года — в Ялте, работал маслом в жанре морского пейзажа, создал серии пейзажей Москвы, Ленинграда, Прибалтики, российского Севера, Крыма (1946–1962). С творческими командировками неоднократно выезжал в среднюю полосу России, Карелию, Якутию, на Украину.

С 1962 года мастер активно работал в технике акварели. По словам художника, акварель позволяет более оперативно и полно реализовать внутренние художнические возможности, быстро запечатлевать все тончайшие впечатления от натуры, а также неуловимые реакции своих мыслей и чувств.

Член Национального союза художников Украины (с 1958). Член правления Крымской организации Союза художников Украины (1968–1976). Лауреат Государственной премии Автономной республики Крым (1996). Почётный гражданин города Алупка (1996). Я. А. Басов ушёл из жизни в 2004 году на 91-м году жизни, оставив глубокий, яркий след в сердцах поклонников его творчества и щедрое творческое наследие.

Произведения художника экспонировались на 63 персональных и многочисленных коллективных выставках в России и на Украине, на 37 международных выставках в 22 странах мира, в том числе: в Канаде, Голландии, Норвегии, Австрии, Германии, Японии, Бельгии, Польше, США, Италии, Испании, Англии, Франции.

Более 100 работ Я. А. Басова были приобретены в собрания 42 музеев бывшего СССР. Более 600 работ были переданы художником в дар музеям Крыма.

Произведения художника находятся в частных коллекциях Австрии, Германии, Англии, Италии, Испании, Венгрии, Финляндии, Норвегии, Голландии, Канады, Турции.

На основе коллекции картин, подаренных автором городу Алупке, был открыт городской музей живописи (1997). Коллекции работ Якова Басова являются частью постоянной экспозиции Ливадийского дворца-музея и Алупкинского государственного дворцово-паркового заповедника.





















ВЫСТАВКА ,,ДВЕ СНЕГУРОЧКИ,,



Место проведения: флигель «Поленовская дача» Музея-заповедника

Время проведения: 21 декабря 2018 года – 24 марта 2019 года


Выставка знакомит с историей постановок сказки А. Н. Островского «Снегурочка» Саввы Мамонтова и Константина Станиславского. Первые спектакли в новогодние дни 1882 года в московском доме С. И. Мамонтова оформлял В. М. Васнецов, позже на основе его же художественного решения была поставлена опера Н. А. Римского-Корсакова на сцене Русской Частной оперы С. И. Мамонтова. В домашних представлениях Виктор Михайлович Васнецов исполнял роль Деда Мороза. В 1900 году пьесу в режиссёрском прочтении К. Станиславского зрители увидели на сцене Московского Художественного Театра. Художником спектакля был Виктор Симов, ранее работавший в театре Мамонтова. Это позволило объединить две постановки в одном выставочном пространстве.

На выставке будут представлены эскизы костюмов и декораций В. Васнецова к мамонтовской постановке из собрания Музея-заповедника «Абрамцево», эскизы В. Симова к постановке К. Станиславского, а также фотографии. Кроме того, сохранились костюмы, в которых играли выдающиеся актёры О. Книппер-Чехова, М. Андреева, М. Лилина, В. Качалов и другие. Костюмы, театральный реквизит – вальки, рубеля, короба, рожки – были привезены в конце XIX века Станиславским из северных деревень. Они предоставлены для выставки музеем МХАТ.

Дополнительный колорит выставке придадут предметы из коллекции Музея охоты и рыболовства – чучела птиц и животных, которые Станиславский использовал в своей постановке, чтобы передать мир природы, в котором жила Снегурочка.


Репортаж радио «Эхо Москвы» о выставке «Две Снегурочки»

Репортаж телеканала «Россия. Культура» о выставке «Две Снегурочки»



































ВЫСТАВКА БОГОРОДСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ И ИГРУШКИ ВАЛЕНТИНЫ ВАЙСЕРО



Место проведения: отдел художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» (г. Хотьково, улица Кооперативная, д. 23).

Время проведения: с 1 по 3 марта 2019 года.


1 февраля 2019 года в залах отдела художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» открылась выставка «Богородская скульптура и игрушка. Валентина Вайсеро и её ученики».

В живописном уголке Подмосковья на высоком берегу реки Куньи расположилось село с удивительно светлым названием — Богородское, в котором уже более 300 лет существует народный промысел резьбы по дереву — уникальное явление российской культуры. Состоит промысел в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород древесины: липы, ольхи, осины. Фигурки людей, зверей и птиц в реальных и сказочных сценках выражают характер и душу русского народа, а история богородского промысла неразрывно связана с судьбами нашей Родины.

Лучшие традиции богородского промысла живут в произведениях художника, народного мастера России и замечательного педагога Валентины Филипповны Вайсеро, продолжаются в работах её учеников — студентов Богородского филиала Высшей школы народных искусств.

Экспозиция нашей выставки открывает перед зрителями — детьми и взрослыми — удивительный мир резной богородской деревянной пластики. Сюжеты представленных на выставке работ — очень занятные и интересные. В них хочется подолгу всматриваться.

Для произведений Валентины Вайсеро характерны остроумие и тонкий народный юмор, поэтизация образов и убедительная простота. В образы своих работ художница вкладывает фантазию, выдумку и изобретательность. Её игрушка всегда добрая, красивая, «живая», приносящая радость и веселье. Основная тематика её произведений связана со спортом, русской историей, фольклором.

Студенческие работы восхитят зрителей великолепным знанием пластических свойств древесины, мастерским использованием их в создании скульптурных форм, удивят виртуозным владением приёмами резьбы, орнаментальной обработки и порезки поверхностей, порадуют желанием вносить своим искусством в повседневную жизнь поэтичность и красоту.

На выставке представлены около 100 произведений в технике богородской резьбы по дереву.
























К ВЫСТАВКЕ ВАЛЕНТИНЫ ВАЙСЕРО (БИОГРАФИЯ)



Валентина Филипповна Вайсеро — художник декоративно-прикладного искусства, мастер богородской резьбы по дереву. Она родилась в 1957 году в городе Аксай Бурлинского района Уральской (Западно-Казахстанской) области, Казахской ССР (ныне Республика Казахстан). Однажды, увидев в «Комсомольской правде» фотографию резной богородской игрушки, Валентина твёрдо решила научиться такой резьбе. Она поехала учиться в Богородскую профтехшколу художественной резьбы по дереву, которую окончила в 1977 году. Так её судьба оказалось навсегда связана с богородским художественным промыслом. Позже Валентина Филипповна получила высшее образование, окончила в 2014 году Высшую школу народных искусств (ВШНИ).

На Богородской фабрике художественной резьбы по дереву В. Ф. Вайсеро работала художником-резчиком (1977–1978), была членом творческой группы (1985–1993).

По контракту художница посетила Финляндию, Норвегию, Швецию, Великобританию, Данию, Голландию (1992), где провела мастер-классы резьбы по дереву, вызвавшие большой интерес к её творчеству и русским народным промыслам у любителей искусства и специалистов.

Педагогическая деятельность Валентины Вайсеро началась в 1979 году. Постоянно совершенствуясь в своём творчестве, художница работала преподавателем-мастером производственного обучения Богородской профтехшколы в художественной резьбы по дереву (1979–1985), преподавателем-наставником производственного обучения Богородского ХПУ (1993–1996), преподавателем исполнительского мастерства и спецтехнологии (с 1996).

В настоящее время Валентина Филипповна является педагогом высшей квалификационной категории, старшим преподавателем Богородского филиала Высшей школы народного искусства (академия), постоянным руководителем выпускных квалификационных работ (с 2001), председателем ценовой комиссии специальных дисциплин. Она — автор рабочих программ по «Исполнительскому мастерству» и учебной практике, ею выполнены методические разработки по истории богородского промысла. Важным принципом её учебной практики является совместное творчество с учениками.

В. Ф. Вайсеро — ответственный и талантливый педагог, подготовивший немалое число опытных мастеров резьбы по дереву. Её многолетняя педагогическая работа отмечена Почётной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации (2003), присвоением звания «Почётный работник среднего профессионального образования Российской Федерации» (2006). Валентина Вайсеро — народный мастер России (2004), член Союза художников Российской Федерации (2012), член Союза художников народного искусства России, член-корреспондент Российской академии народного искусства.

В. Ф. Вайсеро и её студенты — постоянные участники и призёры международных, всероссийских и региональных выставок, конкурсов и фестивалей декоративно-прикладного искусства.

Произведения Валентины Вайсеро хранятся во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, в Государственном историко-художественном Сергиево-Посадском музее-заповеднике, Художественно-педагогическом музее игрушки (Сергиев Посад), в музее Высшей школы народных искусств (академии) и музее Богородского филиала ВШНИ, в частных собраниях в России и за рубежом.










ВЫСТАВКА ,,АНГЕЛ С ЛОСКУТНЫМИ КРЫЛЬЯМИ,,



Место проведения: отдел художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево»

Сроки проведения: 22 декабря 2018 года — 28 января 2019 года


22 декабря 2018 года в залах отдела художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» открылась выставка двух художников — Валерия Воробьёва и Анны Андриановой. Два ярких, самобытных и очень разных художника объединили свои произведения в экспозиционном пространстве под названием «Ангел с лоскутными крыльями». Валерий Воробьёв представил живописные полотна и декоративную деревянную скульптуру, Анна Андрианова — художественную керамику и графику. В произведениях Валерия Воробьёва — одного из самых самобытных художников Сергиева Посада — очевидна любовь к живописи, цвету, радость наблюдения окружающего мира. Многие коллеги «по художественному цеху» совершенно справедливо называют его народным авангардистом, а жанр, в котором мастер работает, — философскими лубками. Художник шёл к этому стилю последние двадцать лет. Активные поиски своих национальных истоков способствовали сложению его собственной творческой манеры, укладывающейся в основные понятия неопримитивизма.

Построение композиций работ, способы их выполнения, сюжетные линии берут начало в народной скульптуре, игрушке, лубке, фольклоре. Персонажами живописных работ, скульптур и скульптурных композиций В. Воробьёва являются библейские и евангельские персонажи, герои народных апокрифов, былин, сказок, преданий, разнообразные образы народных типажей ушедшей России. В них автор воплощает своё восприятие жизни, где за кажущейся наивностью, непосредственностью, мягкой иронией скрываются глубокие идеи символической сопричастности земного и небесного. Но обращение художника к первоисточникам происходит опосредованно, основываясь на особенностях национального склада характеров, духовной близости к истокам народной культуры, ставшей для него идеалом красоты и гармонии. В использовании автором яркого, открытого локального цвета или, наоборот, пёстрой «ситцевой» или «лоскутной» колористической гаммы, поясняющих надписей, прослеживается сильное влияние традиций народного художественно–пластического языка.

Произведения В. Воробьёва не оставляют зрителей равнодушными, они созвучны своему времени, привнося в него новое прочтение вечных тем.

Валерий Владимирович Воробьёв — живописец, график, скульптор, художник декоративно-прикладного искусства. Работает в области художественной обработки дерева. Основным направлением творчества является создание деревянной скульптуры малых форм. Также занимается живописью, графикой, дизайном.

Родился в 1962 году в городе Каменец-Подольский на Украине. Жил с родителями в Новосибирске (1964–1981). Окончил Загорский художественно-промышленный техникум игрушки (1986). Работал в городе Александров (Владимирской области) художником Художественно-промышленной мастерской (1986–1990). Свободный художник (с 1990), основатель и арт-директор журнала «АртПосад». Член Союза художников России (1996). Член правления Сергиево-Посадского отделения Союза художников (с 2004). Участник профессиональных художественных выставок (с 1986).

Работы В. Воробьёва хранятся во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), Белгородском государственном художественном музее, Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике, частных собраниях России и за рубежом.

Основной материал художницы-керамистки Анны Андриановой — глина, как часть природы, наполненная стихиями и катаклизмами, обладающая способностью преображаться и жить вечно. Художница виртуозно владеет бесконечными возможностями технологии, тонко и артистично пользуется языком керамики. Ей подвластны форма и цвет, сдержанность и яркость, детализация и обобщение. С помощью глины художница может высказаться по любому поводу, отреагировать на любое явление. У зрителя создаётся впечатление, что для неё совершенно естественно жить — значит творить, жить — значит выражать себя. В её творчестве нет ничего надуманного. В керамике А. Андриановой сосредоточены трепетность и монументальность, нежность и незыблемость, суровость и хрупкость, красота и захватывающая связь с природой. Главными темами керамики мастерицы стали Природа, Любовь и Семья.

Анна Владимировна Андрианова — художник декоративно-прикладного искусства, керамист, график, реставратор керамики. Родилась в 1977 году в городе Хотьково, в Подмосковье. Окончила с отличием отделение художественной керамики Абрамцевского художественно-промышленного колледжа (АХПК) имени В.М. Васнецова (1997) и художественно-графический факультет МГОПУ (2001). Преподавала живопись и композицию в АХПК имени В.М. Васнецова (1999–2009). Затем работала заместителем директора по учебной работе этого колледжа (2012–2013). Работала научным сотрудником (2005–2011) и реставратором керамики в Музее-заповеднике «Абрамцево» (с 2006 и по настоящее время).

Участница профессиональных художественных выставок (с 1997). Член Союза художников России (2010). Член Московского Союза художников (2015). Произведения находятся в Музее-заповеднике «Абрамцево», Щёлковском историко-краеведческом музее, КПЦ «Дубрава» имени протоиерея Александра Меня, Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике, Вятском художественном музее имени В.М. и А.М. Васнецовых, частных коллекциях России, Америки, Франции, Германии.

На выставке при всём различии изобразительных средств, материалов и художественных приёмов, которыми пользуются А. Андрианова и В. Воробьёв, замечательно сосуществуют их произведения, удачно дополняя друг друга, и непохожесть во взглядах наших авторов на искусство создаёт атмосферу неожиданной гармонии.

Выставка будет работать до конца января 2019 года.























Дата публикации 17.09.20 15:47