ДЕМЕНТИЙ ШМАРИНОВ
Абрамцевский посёлок Художников отмечен таким замечательным явлением, как художественные династии. И первая из них, которая приходит на ум, — это династия Шмариновых. У её истоков стоял Дементий Алексеевич Шмаринов (1907–1999) — советский и российский график, иллюстратор, профессор, академик Академии художеств СССР, член-корреспондент Академии искусств ГДР, народный художник СССР, лауреат Сталинской премии второй степени, Ленинской премии и премии Президента России в области культуры и искусства. В посёлке Художников он поселился в конце войны, а в годы Великой Отечественной приезжал в Абрамцево на дачу к живописцу и графику Александру Никитичу Парамонову (1874–1949). Тогда, в 1942 году, Дементий Шмаринов написал ряд этюдов, два из которых представлены на абрамцевской выставке 2020 года «Свидетели времени»: «Первый снег» и «Осенний вечер» (холст, масло). Колористически изысканные, замкнутые в себе, этюдно вольные работы эти выдают незаурядный живописный талант Дементия Шмаринова. Выросший как художник на лучших традициях реалистического русского искусства, русской графики XIX–XX веков, на иллюстрациях Петра Соколова, Михаила Врубеля, Валентина Серова, Леонида Пастернака, Дмитрия Кардовского, своего непосредственного учителя, Шмаринов создал собственный стиль художественной иллюстрации. Творчество Дементия Шмаринова давно уже стало классикой русского искусства XX века. Волею судеб он ещё в детстве в Киеве стал учеником Н.А. Прахова, сына Адриана Прахова, крупного общественного деятеля, историка искусств, археолога и архитектора, связанного с плеядой абрамцевских художников. С рекомендациями Н.А. Прахова Шмаринов, переехав в 1923 году с родителями в Москву, пришёл к В.М. Васнецову, М.В. Нестерову, И.С. Остроухову. Был ими принят, «обласкан» и благословлен на обучение в студию Д.Н. Кардовского, где давалось широкое и разностороннее художественное образование. «Послушный ученик академика Д.Н. Кардовского, я постигал в рисунке законы построения пластической формы в пространстве и тоне. В живописных работах с натуры мои вещи резко отличались от чисто тональной трактовки модели, так как я придавал решающее значение активности цветового решения. Что касается моих композиционных работ 1927–1928 годов, то в них я отдал дань своему увлечению монументальным искусством древнего Киева (мозаики и фрески Софийского и Михайловского соборов, росписи Кирилловской церкви)» (Д. Шмаринов). Шмаринов сложился прежде всего как живописец и рисовальщик, умеющий отлично работать с натуры. Но всё-таки художественные иллюстрации, преимущественно к прозе, в первую очередь к русской классике, создали Шмаринова, определили его творческое лицо. Шмаринов начал с иллюстраций к советской литературе — к книгам современным, говорящим о современности или самой недавней истории: к Л. Леонову, А. Серафимовичу, А. Гайдару, М. Шолохову. К середине 1930-х стал определяться и складываться художественный почерк Шмаринова не без влияния графики Н. Купреянова, чья посмертная выставка 1933 года стала для художников подлинным откровением. Не только графическая техника, которой в совершенстве владел Купреянов, — размытая чёрная акварель с её живописным богатством от еле уловимой прозрачности до резкой контрастности — захватила Шмаринова. Ещё более близким и важным для него было купреяновское ощущение пространства, графической среды, в которой развивается действие. «Уроки» Купреянова как бы завершили путь становления Шмаринова как художника-иллюстратора. К середине 1930-х годов, несмотря на молодость, он стал признанным лидером нового для того времени направления русской художественной иллюстрации. Подлинным взлётом, шедевром Шмаринова, явились иллюстрации к «Преступлению и наказанию» Ф. Достоевского, законченные и показанные на выставке иллюстрации в Музее изобразительных искусств в 1936 году. Работа была сделана для издательства «Academia». Однако в 1937 году «Academia» была ликвидирована. Иллюстрации Шмаринова увидели свет лишь 20 лет спустя, в 1956 году. После «Преступления и наказания» — всего за 5 лет, оставшихся до начала войны, — он сделал иллюстрации к «Повестям Белкина», к «Герою нашего времени» М. Лермонтова, к первым двум только что написанным частям «Петра Первого» Алексея Толстого. Художник заканчивал серию — иллюстрации к третьей части романа — уже после войны. Как и поистине титанический труд — иллюстрирование романа Льва Толстого «Война и мир» (завершённое в 1953 году). Вдруг разверзшаяся пропасть 22 июня 1941 года расколола жизнь Шмаринова — как и каждого советского человека — на «до войны» и «войну». Иллюстрации были отложены. В творчество Шмаринова властно вошёл плакат — новый для него жанр, казавшийся в первые дни войны самым необходимым из всех видов изобразительного искусства. Появившийся в первые месяцы войны плакат «Отомсти!» стал прологом к серии «Не забудем, не простим» — подлинному воинскому подвигу художника. Шмаринов работал в плакате до последних дней войны. В 1945-м им был сделан пронзительный плакат «Красная Армия несёт освобождение от фашистского ига», где художнику удалось создать на редкость привлекательный образ мальчика-солдата, ставшего едва ли не прототипом образа Алёши в фильме Григория Чухрая «Баллада о солдате». Однако ограничиться только агитационным, массовым, злободневным жанром Шмаринов не мог. Об этом свидетельствуют его камерные абрамцевские этюды 1942 года. Представляем вашему вниманию произведения, созданные Д.А. Шмариновым в разные годы и находящиеся в собрании Музея-заповедника.
View the embedded image gallery online at:
http://abramtsevo.net/history/75let/1945sschmarinov.html#sigProGalleria975e796a90 |