К ПЕРЕКРЕСТНОМУ ГОДУ РОССИИ И ГРЕЦИИ. ВЫСТАВКА ,,МИНОТАВРИЯ,, В АБРАМЦЕВЕ



Период проведения выставки: с 10 сентября по 9 октября 2016 года.

Место проведения: Музей-заповедник «Абрамцево», отдел «Русские художники XX века в Абрамцеве».


2016 год — перекрёстный Год Греции и России. Выставочный проект «Минотаврия» московских художников Виктора Звягинцева, Татьяны Малюковой и Екатерины Лебедевой вдохновлён встречей с Грецией Миноса. На выставке, которая проходит в залах легендарного отдела «Русские художники XX века в Абрамцеве» с 10 сентября по 9 октября 2016 года, представлены станковые полотна и керамические опыты живописцев.

Словно вопреки названию, на выставке нет картин «мифологических», «анималистических» — она о другом. О пространственном цвете, о восприятии картины как живописной реальности с конкретностью света, состояния, чувства.

Греция, а, вернее, мистический остров Крит случился в творческой судьбе художников в 2014 году. А древний Крым был с ними на протяжении десяти лет. Они буквально исходили «тропы тавров» в Новом Свете, исплавали его бухты, узнали в лицо многие можжевельники его реликтовой рощи — и всё это написали.

Ещё Осип Мандельштам заметил черты близости образного строя древней земли Греции и Крыма и проговорил это в дивном стихотворении 1917 года «Золотистого мёда струя…». Нет, не следуя художественной интуиции поэта, но опытно зная эту близость, художники объединили в одном экспозиционном пространстве полотна с пейзажными мотивами Крита и Нового Света. А в названии «Минотаврия» намекнули о минотавре, жившем в кносском лабиринте, и циклопических таврах, чьи тропы и сакральные ущелья по сей день хранит прекрасная Таврида.


Авторы о проекте. Виктор Звягинцев, Татьяна Малюкова:

«В основу выставочного проекта «Минотаврия» положено живописное осмысление и соединение в рамках одной экспозиции пространств Крыма и Крита. Два форпоста античной цивилизации на севере и юге, средоточия народов и культур, сменяющих друг друга на протяжении веков, — они связаны между собой общей исторической памятью.

Структуры природных ландшафтов, колорит, — это то, что является первозданным и практически не меняется со времён, когда складывались легенды о богах и героях. Единая историческая нить связывает эти территории, окружённые морями. Как Чёрное с Азовским морем вокруг Таврического полуострова, так Критское, Эгейское, Ионическое и Ливийское, омывающие остров Крит, формируют удивительную своеобразную ауру этих в чём-то похожих и, в то же время, бесконечно разных мест.

Язык живописи позволяет проникнуть в сакральный мир увиденного, пережитого, того, что нельзя выразить вербально. У художника это происходит неосознанно, во всяком случае, когда мы писали натурные пейзажи в Крыму и на Крите, предварительные задачи не ставились. Работа велась так, что мы подчинялись состоянию, образам, которые возникали во время поиска наиболее интересных и выразительных мотивов. Можно сказать, что следовали рисунку силуэтов гор, морских берегов, причудливых ландшафтов. Красочные замесы формировались на палитре достаточно быстро, отражая колористическое состояние пространства.»


Екатерина Лебедева:

«В детстве Грецию и Крым я не различала, как прошлое и настоящее.

Моей Грецией была Керчь. В семь лет прочитав мифы Древней Греции, я полностью в них и погрузилась. Всё тому способствовало — крымское солнце-Гелиос палило нещадно, кричали отчаянно цикады — потомки бедного Тифона, поплатившегося за любовь богини Эос и своё бессмертие. Посейдон смотрел мрачно из глубин Керченского пролива, однако был добр и не трогал паром, когда мы отправлялись купаться на косу.

Замотавшись в какие-то полотнища, облачившись от подмышек до пят в мамины лёгкие юбки и подвязав их верёвочкой, я носилась босиком по пыли дорожек над морем, представляя себя минимум нимфой, максимум — уж очень мила была мне Афина, но страшно замахнуться! Мама — театральный художник — рассказывала про хитоны и пеплосы, формировала тряпочки на мне, превращая в подобие античных одежд. Часы проводила я на высоком каменном заборе с видом на море — со дня на день должны были прибыть аргонавты; потом началось еженощное ожидание кораблей ахейцев, идущих на Трою — между красным и зелёным мигающими огоньками фарватера. Имена «Медея» и «Одиссей» гипнотизировали своей невыносимой красотой.

Немногим позже меня захватила горестная история царя Митридата, преданного сыном и не могущего отравиться. Со своего забора я теперь сочувственно смотрела на гору Митридат, возвышающуюся над Керчью, а слово «Пантикапей» добавилось в словарь невозможно прекрасных магических имён. От жары все спали во дворе, под абрикосами. Ночами боги и герои собирались в тёмных закоулках двора, выглядывали из-за деревьев, срывали с ветвей абрикосы и бросали в нас, шептали что-то ветрами, а я всё думала, глядя в звёзды, отчего ж бедолага Икар не полетел ночью.

Я росла. Однажды осторожно, чувствуя, что всё-таки что-то не то, я спросила маму — мы шли от автобусной остановки пыльным узким проулком между белых стен — есть ли среди керченских бабушек такая, что жила ещё при царе Митридате. Мама ответила, конечно же, что нет, поскольку прошло две тысячи лет и никто столько не живёт. И тут моему детскому сознанию наконец-то открылось Время. В секунду в моей голове размотался путаный узел, моток времён и событий, и всё, что могло в этом возрасте проясниться — прояснилось. Время вытянулось в нить. Весь оставшийся вечер я выспрашивала у мамы, что было раньше, а что позже, кто когда жил — нанизывала на эту нить бусины событий в должном порядке. Древняя Греция стала древней, великий и горемычный Митридат VI Евпатор занял своё место в истории, а Суриковский институт с его летней практикой в Керчи — своё.»

Фото экспозиции можно посмотреть здесь.
























ФОТОВЫСТАВКА В ХОТЬКОВЕ



C 24 сентября по 1 ноября 2016 года в Культурном центре «Елизавета Мамонтова» (г. Хотьково) проходит выставка «Савва Иванович Мамонтов — предприниматель и меценат», приуроченная к 175-летию со дня его рождения.

В экспозиции представлены копии исторических фотографий из собрания Музея-заповедника «Абрамцево», которые освещают разностороннюю деятельность С. И. Мамонтова. В их числе — портреты известных художников, часто бывавших в Абрамцеве и московском доме Мамонтовых, и фотографии, запечатлевшие строительство Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги.























,,АБРАМЦЕВСКИЙ ПЕЙЗАЖ,, В ВЯТСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ

В Вятском художественном музее открылась выставка «Абрамцевский пейзаж». В экспозиции представлено 50 живописных и графических произведений из собрания Музея-заповедника «Абрамцево». Неброская красота абрамцевской природы: речки Вори, усадебных прудов и аллей, холмов и перелесков — отобразилась на полотнах Поленова, Нестерова, Коровина, Остроухова, Левитана и, конечно же, братьев Васнецовых, чьи имена носит Вятский музей. Хроника жизни абрамцевской усадьбы последней трети XIX века запечатлена на увеличенных копиях старинных фотографий, которые могут увидеть посетители. Выставка посвящена 175-летию основателя Абрамцевского художественного кружка С. И. Мамонтова.

В экспозиции представлены также картины из фондов Вятского художественного музея. Среди них – такие работы, как этюд «Лес» к картине «Снегурочка» В. М. Васнецова, «Окрестности Москвы» А. М. Васнецова и «Мост через речку Воря» А. В. Васнецова.

Выставка продлится до 13 ноября 2016 года.



















ВЫСТАВКА ,,ВПЕЧАТЛЕН СВЕТОМ,,



Период проведения выставки: с 5 августа по 11 сентября 2016 года.

Место проведения: Музей-заповедник «Абрамцево», флигель «Поленовская дача».



5 августа 2016 года во флигеле «Поленовская дача» открылась выставка «Впечатлён светом. К 100-летию со дня рождения Андрея Гавриловича Лысенко. Живопись 1940-1960-х годов ХХ века из собрания Музея-заповедника «Абрамцево» и из семьи художника». Выставка продолжает серию художественных проектов, посвящённых мастерам Ново-абрамцевского сообщества. Гостей выставки поприветствовали глава городского поселения Хотьково Р. Г. Тихомирова и директор Музея-заповедника Е. К. Воронина.

Имя заслуженного художника России Андрея Гавриловича Лысенко (1916-2000), автора многочисленных произведений социалистического реализма – «Год тысяча девятьсот сорок первый» (1961), «Москву отстояли» (1965), «Хотят ли Русские войны?» (1984) – старшее поколение наверняка помнит по печатным изданиям. Его произведения тиражировали на открытках, почтовых марках, в журналах.

На выставке будет представлено творчество мастера в более узком ключе. Будучи учеником прославленных живописцев ХХ века – Б. Иогансона, И. Грабаря, А. Лентулова, Андрей Лысенко стал преемником традиций московской школы живописи. Имена его учителей неразрывно связаны с Абрамцевом, а с 1967 года художник приобрёл дачу в посёлке Художников и стал членом «Ново-абрамцевского» кооператива. Здесь он создал множество лучезарных пейзажей, натурных портретов родных и близких ему людей, интерьеров абрамцевского дома.

Выставка будет интересна широкому кругу зрителей. Возможно, многие почувствуют ностальгию по ушедшим временам, остальные познакомятся с творчеством Андрея Лысенко, которое не было статичным. Художник в разные годы оказывался под влиянием того или иного течения или школы. Было и увлечение передвижниками, был и социалистический реализм, отвечавший духу эпохи, были и поиски нового в «романтическом реализме». Но на протяжении всей творческой жизни художник был вдохновлён и впечатлён светом. Светом самой жизни.
























ВЫСТАВКА ,,ПАУТИНКИ АЖУРНЫЙ НАРЯД…,,



Период проведения выставки: с 3 августа по 11 сентября 2016 года.

Место проведения: отдел художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» (г. Хотьково).


3 августа 2016 года в отделе художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» открывается выставка «“Паутинки ажурный наряд…“ Из истории традиционного промысла Оренбургского края». Выставка представит произведения оренбургских мастериц-пуховязальщиц из фондов Оренбургского областного музея изобразительных искусств, который обладает единственной в России коллекцией пуховых платков. Пуховые изделия оренбургских мастериц издавна получили широкую известность не только в России, но и далеко за её пределами. Сегодня — это часть общероссийского культурного наследия. В ряду традиционных промыслов России «Оренбургский пуховый платок» занимает одно из самых почётных мест. Пуховые платки, шали и палантины работы оренбургских пуховязальщиц — ценные и самобытные образцы народного художественного творчества.

Зарождение в Оренбуржье пуховязального промысла произошло во второй половине XVIII века. При этом речь идёт именно о зарождении промысла, а не пуховязального рукоделия, о существовании которого оренбургские женщины знали и раньше.

По тонкости работы, оригинальности узора, красоте отделки, эластичности, прочности и способности сохранять тепло оренбургские пуховые платки не имеют себе равных. Особым изяществом отличаются ажурные платки, так называемые «паутинки». Лёгкую ажурную «паутинку» легко можно уложить в скорлупу гусиного яйца или пропустить через обручальное кольцо.

Оренбургский пуховый платок, прославленный, воспетый, вызывает восторг и удивление своей красотой. Его зримая, осязаемая невесомость, созданная искусными руками мастериц, — гимн неисчерпаемому богатству талантов народа, его творческой фантазии и умелым рукам. В его волшебных ажурах отражается самобытная душа оренбургских мастериц-вязальщиц, их грусть и радость, вдохновение и фантазия, в узорах ассоциативно и символически проявляется всё многообразие и красота окружающей природы. В ажурной дымке оренбургского платка угадываются вихрь метели и снежные равнины, морозные узоры на окне и раздольные песни степного края.

Выставка познакомит гостей с работами лучших вязальщиц, в которых отражены художественные особенности пуховязального промысла, будет представлено около 30 предметов: платков, шалей, палантинов. Посетители узнают об уникальных особенностях пуха местной породы коз, на базе которого возник промысел, смогут проследить основные этапы развития промысла.
























ВЫСТАВКА ,,МАСТЕРСКАЯ ШКАФА С КОЛОНКОЙ,,



Период проведения выставки: с 22 апреля по август 2016 года.

Место проведения: отдел художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево», г. Хотьково.


22 апреля 2016 года в залах отдела художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» открылась новая выставка. Посвящена она Абрамцевской столярной мастерской. Подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежавшей в 1870-1918 годах знаменитой семье меценатов и благотворителей Мамонтовых, суждено было стать тем местом, где родилось, по оценке современников, целое движение к возрождению национального духа в русском искусстве. Неотъемлемой частью этого яркого художественного процесса является деятельность Абрамцевской столярной мастерской. Сегодня это всеми признанный факт: Абрамцевская столярная мастерская принадлежит к значительным явлениям отечественной и мировой культуры, являясь важной составной частью национального наследия России. А начиналась история мастерской в 1876 году в Абрамцеве. Причиной её возникновения были социально-благотворительные и, возможно, утопические попытки хозяйки усадьбы Елизаветы Григорьевны Мамонтовой. Цель мастерской она определила так: «внести просвещение в среду подрастающего поколения» крестьян, «поднять его материальное благосостояние, а также нравственный уровень», «дать возможность крестьянам не помещать своих детей в ученье в город, не отрывать их от семьи, а, напротив, воспитать местных столяров-кустарей».

В 1885 году Елена Дмитриевна Поленова, талантливая художница, взяла на себя художественное руководство столярной мастерской. Одна из главнейших особенностей в деятельности столярной мастерской в Абрамцеве была выражена Еленой Поленовой в её письме П.Д. Антиповой в 1885 году: «Цель наша – подхватить ещё живущее народное творчество и дать ему возможность развернуться». Художница чутко уловила подспудно созревшую в России потребность эстетизации быта и осознала преобразующую силу народного искусства. В создававшихся по её эскизам предметах можно увидеть первые ростки нового направления в русском мебельном искусстве.

Примеру Поленовой в 1890-е и особенно в 1900-е годы последовали сотни художников, меценаты, земства и даже правительство. "От неё пошла вся художественно-промышленная деятельность земств, — писал А. Н. Бенуа в 1904 году, — ею были вдохновлены абрамцевская гончарная мастерская, Строгановское училище, ковровое производство г-жи Чоглоковой; она же была главной вдохновительницей других художников: Якунчиковой, Малютина, Давыдовой, Рериха, Коровина, Головина и Билибина". С 1898 года художественной частью Абрамцевской столярной мастерской заведовала художница Наталья Яковлевна Давыдова. Она продолжила направление, заданное Е. Д. Поленовой, связанное с творческим освоением национальных традиций. При этом Наталье Давыдовой удалось создать свой, узнаваемый почерк пластически насыщенных орнаментальных композиционных построений. С её приходом «кустарный» характер деятельности мастерской стал меняться — производственная часть мастерской была значительно расширена, превратившись в серьёзное производство.

В конце XIX века абрамцевская мастерская послужила примером для возникновения аналогичных мастерских. Среди них можно назвать художественно-столярную учебную мастерскую и столярно-мебельную артель в Сергиевском Посаде, которые были организованы Московским губернским земством в 1891 году. А также — учебно-столярную мастерскую в деревне Семёновка Льговского уезда Курской губернии, просуществовавшую с 1893 по 1903 год. Её организатором, руководителем и автором проектов изготовлявшихся изделий был художник Н. Д. Бартрам. Опыт абрамцевской мастерской использовался М. Ф. Якунчиковой, которая устроила вышивальные и швейные мастерские в селе Соломенки Тамбовской губернии. Успехи абрамцевских мастерских вдохновили и М. К. Тенишеву на создание не менее известных мастерских в имении Талашкино под Смоленском.

Мировой публике изделия в русском стиле абрамцевской столярной мастерской были представлены впервые на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Они сразу завоевали признание европейской художественной элиты. В последующие годы на национальных и международных выставках они всегда имели заслуженный успех.

Елена Поленова создала более ста эскизов для абрамцевской мастерской, по которым изготовлялись мебель и предметы быта. Среди них и знаменитый «Шкаф с колонкой». Этот шкафчик, предназначение которого может быть разным, но считается, что это аптечка, появился осенью 1885 года. Можно сказать, что «Шкафчик с колонкой» стал своеобразным символом абрамцевской столярной мастерской, — он многие-многие годы имел громадный успех и спрос у покупателей. Елизавета Григорьевна Мамонтова в одном письме, в шутку, назвала свою столярную мастерскую «мастерской шкапа с колонкой». А организаторы вынесли эти слова в название выставки.

Среди богатых и разнообразных коллекций Музея-заповедника «Абрамцево» произведения столярной мастерской, выполненные в русском стиле во второй половине XIX — начале XX века, занимают особое место. По своей полноте и представительности, качественному уровню это собрание является одним из крупнейших и лучших в России. Выставка в отделе художественных ремёсел дополняет основную экспозицию Музея-заповедника: выполненные «в материале» произведения выдающихся художников — Е. Д. Поленовой, Н. Я. Давыдовой, А. М. Васнецова — в период с 1880-х до 1930-х годов, сопровождаются подлинными проектами и эскизами мотивов резьбы и художественной отделки; широко представлены работы мастеров-резчиков абрамцево-кудринского промысла, выпускников абрамцевской мастерской (1910-1930-е годы).

В целом на выставке показано более ста работ выдающихся российских художников и мастеров.


* * *


На открытие выставки «Мастерская шкафа с колонкой» в отделе художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» пришло много гостей. Это не случайно — сама форма шкафчика известна далеко за пределами Абрамцева. Выставку открыли директор Музея-заповедника Елена Константиновна Воронина, заместитель директора по научной работе Елена Николаевна Митрофанова и куратор Александра Анатольевна Грушко, заведующая отделом художественных ремёсел.

Священник отец Виктор Григоренко, более 20 лет проработавший реставратором по дереву в Музее-заповеднике, рассказал всем присутствующим об истории шкафчика с колонкой, отметил узнаваемость облика шкафчика, лёгкость масштабирования данного предмета обихода и роль шкафчика как изделия в продолжении традиций и преемственности ремесла.

Ирина Сергеевна Сельменёва, начальник отдела культуры и туризма администрации Сергиево-Посадского района, поздравила коллектив музея с отличной выставкой, высоко оценила красоту художественной резьбы по такому тёплому, семейному и исторически русскому материалу как дерево.

Геннадий Михайлович Еськин, художник и преподаватель Абрамцевского художественно-промышленного колледжа (АХПК) имени В. М. Васнецова, посетил открытие с группой студентов, а на примерах выставленных предметов рассказал о разных типах резьбы и методиках работы.

Светлана Ефимовна Патракова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе АХПК, подчеркнула роль мастерской в создании новых направлений, которые появились благодаря обращению к произведениям мастеров. Но это привело не к простому копированию, а благодаря глубокому пониманию сути и технологий — к созданию новых предметов и новых произведений современного искусства.

Татьяна Николаевна Манушина, учёный секретарь Сергиево-Посадского музея-заповедника, поздравила всех с открытием выставки на такую близкую всем окружающим тему, которая позволяет вспомнить русское искусство, наших родителей и ещё больше любить свой народ, страну и мастеров.

Светлана Валентиновна Горожанина, заведующая отделом народного и декоративно-прикладного искусства Сергиево-Посадского музея-заповедника, автор книг об истории народного искусства, поздравила сотрудников Абрамцева с проведённой научной работой, благодаря которой было впервые определено авторство многих из представленных экспонатов.

Гости активно обсуждали влияние Абрамцевской мастерской не только на деревянную резьбу, но и в целом на обращение к народным образам, что стало предпосылкой для развития промысла в Хотькове и в крае. По опыту организации работы мастеров в Абрамцевской мастерской были созданы объединения и артели во многих других губерниях России.

Сотрудники Музея-заповедника «Абрамцево» особенно подчеркнули важность данной выставки, которая продолжает научные изыскания в области авторства работ. «Мастерская шкафа с колонкой» является дополнением выставки «Гуляют там животные невиданной красы…» и одновременно — логическим шагом на пути к открытию развёрнутой экспозиции столярных промыслов, которая планируется в будущем на территории восстанавливаемого Культурного Посёлка Музея-заповедника «Абрамцево».

В завершение торжественной церемонии А. А. Грушко приглашала ещё раз всех в гости, а особенно — всех учащихся за вдохновением, красотой и знаниями.



Музей-заповедник благодарит Олега Юрьевича Данилова за предоставленные фотографии






















ВЫСТАВКА ,,ЦВЕТ ЛИКУЮЩИЙ,,



Период проведения выставки: 30 декабря 2016 — 10 января 2017

Место проведения: отдел «Русские художники XX века в Абрамцеве» Музея-заповедника «Абрамцево»


Новогодний и рождественский подарок нашему абрамцевскому зрителю — выставка «Цвет ликующий» станковой графики Татьяны Мавриной и Николая Кузьмина, предметов декоративно-прикладного искусства Сергея Соколова, современного мастера из Городца.

Выставка открылась 30 декабря в залах отдела «Русские художники XX века в Абрамцеве». На открытии выставки директор Музея-заповедника «Абрамцево» Е. К. Воронина тепло поздравила собравшихся с наступающим Новым годом и открытием экспозиции. Выступили также заместитель директора по науке Е. Н. Митрофанова, куратор выставки С. В. Волкова, сотрудники музея Е. С. Воронина и Ю. В. Серёгин, кандидат искусствоведения и член Союза художников ТСХР, член Ассоциации дизайнеров и декораторов интерьеров Николай Кудряшов.

Сила цвета, свежесть, свобода — первые и главные ощущения от живописи Мавриной. Мы не оговорились — от живописи, потому что независимо от техники — акварель, темпера — работы художницы живописны. В каждом новом этюде она вновь открывает мир — цветной и пластичный. Поражает бесконечная молодость глаза, вдохновенность, отсутствие усталости или отписки. Отсюда и название выставки «Цвет ликующий», авторское, по сути: так называется книга дневниковых записей и эссе Татьяны Алексеевны Мавриной (Молодая гвардия, 2006), которую советуем прочитать. Книга зрелой самобытной ярчайшей художницы XX века, полная озорства, парадоксов, точных вневременных оценок событий, явлений и людей. Что же наша выставка? Она — о цвете, о том, как цвет менялся в творчестве Мавриной по мере изменения её жизни, художественных практик, мироощущения и мироустройства. Напомним, Татьяна Алексеевна Маврина — ровесница XX века. Она родилась в Нижнем Новгороде в 1900 году, умерла в Москве в 1996 году. Училась во Вхутемасе-Вхутеине (1921−1929) у Н. Синезубова, Г. Фёдорова, Р. Фалька, и учителя её были последователями и проводниками новейшей французской живописной школы. Впервые Татьяна Маврина (тогда ещё Лебедева) выставлялась на выставке художников «Рост» (1928). В дальнейшем принимала участие во многих выставках в СССР и за границей. Художница вместе с мужем Н. В. Кузьминым входила в группу «Тринадцать» (1929–1931), последнее независимое художественное объединение Советской России. Тринадцать художников-графиков культивировали быстрый, лёгкий, набросочный рисунок, основанный на непосредственных впечатлениях, полученных от натуры. Ядро группы составили художники, работавшие в газете «Гудок», с которой в конце 1920-х годов сотрудничали Ильф и Петров, Олеша, Катаев, Булгаков. Разные люди, разные художники, но объединяло их чувство юмора, «вкус к зарисовке острого мига жизни».

В 1930-е годы она работала как художник книги (иллюстрировала произведения Франса, Гофмана, Бальзака), писала экспрессивно-живописные станковые вещи, порой с мягким эротическим оттенком (серия Ню). Приходилось зарабатывать на жизнь рисованием санитарных плакатов, раскрашиванием пуговиц. О тех временах Маврина напишет позже, иносказательно, по-художнически: «После долгой подготовки эпохи Возрождения родилась многоголосая живопись конца ХIХ, начала ХХ веков и немного дальше, пока не нарушилось чувство меры, и не умерла “улыбка”».

Наша выставка «начинается» с 1940-х годов. Зритель увидит необычайно пластичные, изысканно тональные, воздушные акварели Мавриной. Им в поддержку — акварели и гуаши Николая Васильевича Кузьмина 1930-х−1940-х годов. Кузьмин известен как иллюстратор классических произведений русских и зарубежных писателей XIX – начала XX века, как мастер тонкого филигранного рисунка. Мы же представляем его станковую графику: пейзажи, букеты, портреты. Они в большинстве своём никогда не выставлялись и неизвестны специалистам и широкой публике. Особый интерес к этой технике у Кузьмина появился после работы во ВХУТЕИНе в 1930 году, где он вместе с К. Н. Истоминым преподавал акварель. Многие из представленных работ написаны Николаем Васильевичем на дачах, в Подмосковье, на которых Кузьмин и Маврина проводили каждое лето, начиная с 1933 года. Темы дачных работ этого периода — букеты. Вот записи из дневников Кузьмина: «Т. [Татьяна Маврина] писала ромашки, ничего не вышло. Я сперва сделал букет на красном фоне. Потом этот же букет в стиле раннего футуризма. Т. очень нравится, мне тоже. Я гордый». Пейзажи Кузьмина, живые и импрессионистические, передают дыхание времени и показывают Москву, в которой человек ещё не вытеснен из городской среды урбанизацией и автомобилями. Портрет Мавриной написан Кузьминым под влиянием «стиля группы “Тринадцать”» — набросочно-законченный, «стоп-кадровый», строго графичный. А свой автопортрет он решает в другом ключе: реалистично буднично, но не скучно.

Особый раздел выставки, собственно, и определивший её замысел, название, посвящён темперам Татьяны Мавриной 1970-х−1980-х годов. Посмотрите на дату и определите, в каком возрасте написаны художницей заразительные по образам и мощнейшие по цвету работы. В натюрмортах и пейзажах художница создала собственную, мавринскую условность, в которой свобода и раскрепощённость легко соединяются с высокой точностью, как, впрочем, всегда бывало в творчестве больших художников. Для нас эти работы дороги и ценны тем, что написаны они в Абрамцеве, или его окрестностях. И подарены Мавриной музею, что свидетельствует о ещё одной грани её таланта — бескорыстии.

Когда мы готовили выставку, помнили о любви художницы к предметам народного искусства, о её страсти собирателя, коллекционера. Рискнули внести в пространство выставки деревянные скульптуры, городецкую игрушку Сергея Соколова, современного мастера из Городца. Он владеет тайной нижегородской глухой резьбы, опытно знает, что такое топорно-щепная балбёшка, разгадал секрет знаменитых движущихся игрушек Тимофея Красноярова. В игрушке он по-настоящему нашёл себя. В его стиле — стиле «наива» — огромное количество возможностей и тем. «Все мы дети, — говорит Соколов, — может, степень детскости разная». Городецкое искусство — светлое, наивное и всё про счастье. Созвучно настроению творчества Татьяны Мавриной, не правда ли?

Сила Мавриной в том, что, имея огромные знания, она всегда была собой, не боялась себя, не изменяла себе и цвету ликующему.

Телерепортаж об открытии выставки можно посмотреть здесь.


























КОНЦЕРТ ,,У СЕРДЦА ЕСТЬ КРЫЛЬЯ...,,



В субботу, 24 декабря 2016 года, в Главном усадебном доме Музея-заповедника «Абрамцево» состоялся концерт «У сердца есть крылья...». Атмосферу музыкальных салонов начала XIX века помогли воссоздать музыкальные произведения Глинки, Гурилёва, Булахова, Варламова, Федотова. Участвовали солистка Московского академического музыкального театра имени К. Станиславского и В. Немировича-Данченко Ольга Луцив-Терновская (сопрано) и Дмитрий Луцив (фортепиано).























НОВОГОДНИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ В АБРАМЦЕВЕ


21 декабря 2016 года в Музее-заповеднике «Абрамцево» прошли первые новогодние программы для детей. В ходе программы «Новогодние приключения в Абрамцеве» её юные участники совершили увлекательное путешествие по Музею со сказочными персонажами, с помощью Кошки и Собаки нашли Снежный цветок, которым расколдовали погружённого в волшебный сон Деда Мороза, поиграли в подвижные зимние игры и вместе с Матушкой-зимой разрисовали новогодние магниты.
































ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА СЕРГЕЯ МАЛЮТИНА



Период проведения выставки: 16 декабря 2016 года — 29 января 2017 года

Место проведения: Поленовская дача Музея-заповедника «Абрамцево»


16 декабря 2016 года в Поленовской даче Музея-заповедника «Абрамцево» открылась выставка «Русский стиль Сергея Малютина». Гостей открытия выставки поприветствовала директор Музея-заповедника Е. К. Воронина. Она также тепло поздравила с юбилеем художника-реставратора высшей категории, заслуженного работника культуры РФ Татьяну Ивановну Бабурину, которая провела реставрацию графики Сергея Малютина для открывшейся выставки. О творчестве художника присутствующим рассказала заместитель директора по науке Е. Н. Митрофанова.

Сергей Васильевич Малютин (1859—1937) прожил долгую творческую жизнь. На формирование его художественных вкусов и взглядов оказали влияние абрамцевские художники — В. Д. Поленов, К. А. Коровин, М. В. Нестеров. Начиная с середины 1890-х годов Малютин активно сотрудничал с семьёй Мамонтовых. Он участвовал в оформлении многих спектаклей Русской Частной оперы С. И. Мамонтова. С его именем связано появление роскошных иллюстраций к сказкам Пушкина, изданных в типографии А. И. Мамонтова. Опираясь на народное творчество, декоративно-прикладное искусство, лубок, используя элементы древнерусской орнаментики, он сумел создать свой неповторимый стиль.

На выставке представлена живопись, книжная иллюстрация, архитектурные проекты, эскизы предметов декоративно-прикладного искусства, театральных костюмов и декораций Сергея Васильевича Малютина из богатой и разнообразной коллекции произведений этого выдающегося русского художника, хранящейся в фондах Музея-заповедника «Абрамцево». Многие предметы экспонируются впервые.






























ВЫСТАВКА ,,АБРАМЦЕВО-КУДРИНСКАЯ РЕЗЬБА. ПРОДОЛЖАТЕЛИ ТРАДИЦИЙ,,



Период проведения выставки: 9 декабря 2016 года — 8 января 2017 года

Место проведения: отдел художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» (г. Хотьково, ул. Кооперативная, д. 23)


9 декабря 2016 года в отделе художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» открылась выставка «Абрамцево-кудринская резьба. Продолжатели традиций». Выставка посвящена яркому явлению декоративно-прикладного искусства России — абрамцево-кудринской резьбе. Это и самобытное направление в народном творчестве, и неповторимый стиль резьбы по дереву, и традиционный художественный промысел. Рождение её связано с Абрамцевской мастерской, деятельность которой относится к значительным явлениям отечественной и мировой культуры. Подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежавшей в 1870–1918 годах знаменитой семье меценатов и благотворителей Мамонтовых, суждено было стать тем местом, где родилось целое движение возрождения национального духа в русском искусстве. Неотъемлемой частью этого художественного процесса была деятельность Абрамцевской столярной мастерской. Произведения мастерской являются важной составной частью национального художественного наследия России.

Из стен Абрамцевской мастерской с 1885 по 1912 год вышло около 200 опытных мастеров, составивших прочную базу для развития в крае художественного промысла резьбы по дереву. Василию Петровичу Ворноскову (1876–1940), одному из выучеников мастерской, жителю деревни Кудрино, талантливому самородку, суждено было разработать свой особый стиль отделки бытовых и декоративных изделий с крупной «пальчиковой» конфигурацией рельефного узора — растительные и животные орнаменты, которые, мягко изгибаясь, переходят друг в друга, с характерными округлыми формами, с «заоваленными» к фону краями.

Традиции абрамцево-кудринской резьбы продолжали и совершенствовали в 1920-50-х годах мастера хотьковских резчицких артелей, а в 1960-90-х годах — мастера Хотьковской фабрики резных художественных изделий, которая являлась предприятием народного промысла. Но и сегодня традиции абрамцево-кудринской резьбы живут в работах художников Хотькова.

Познакомить зрителей с произведениями художников и мастеров, которые продолжают в наши дни традиции абрамцево-кудринской резьбы, призвана настоящая выставка. На ней представлены произведения из собрания Музея-заповедника и частных коллекций.

Выставка будет работать с 9 декабря 2016 года до 8 января 2017 года.


































МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВЕЧЕР В АБРАМЦЕВЕ



2 декабря 2016 года в Главном усадебном доме Музея-заповедника «Абрамцево» в рамках Всероссийского фестиваля «Аленький цветочек» состоялся концерт-лекция русской фортепианной музыки Виктора Рябчикова (фортепиано).

























СПЕКТАКЛЬ ,,АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК,,



1 декабря 2016 года в рамках Всероссийского фестиваля «Аленький цветочек-2016», посвящённого празднованию 225-летия со дня рождения писателя С.Т. Аксакова, в Культурном центре «Елизавета Мамонтова» состоялось вручение дипломов победителей конкурса рисунка. Затем Королёвский театр юного зрителя представил благотворительный спектакль «Аленький цветочек» по мотивам одноимённой сказки С.Т. Аксакова.






































НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ,,АБРАМЦЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ–2016,,


2 декабря 2016 года в Культурном центре «Елизавета Мамонтова» состоялась научно-практическая конференция «Абрамцевские чтения–2016», приуроченная к 225-летию со дня рождения писателя С. Т. Аксакова.

«Писателем поистине образцовым, народным и назидательным» называли Сергея Тимофеевича Аксакова современники. С. Т. Аксаков — автор «Записок об уженье», «Записок ружейного охотника Оренбургской губернии», «Детских годов Багрова-внука», «Семейной хроники», сказки «Аленький цветочек». Он также получил известность и как цензор, и как председатель Московского цензурного комитета, как инспектор Константиновского Землемерного училища, и как первый директор новообразованного Константиновского Межевого института — ведущего высшего учебного заведения в Российской империи по подготовке землемеров. После ухода со службы, в 1843 году, Сергей Тимофеевич приобрёл усадьбу Абрамцево. В Абрамцеве раскрылся его литературный талант. Здесь, в гостиной главного усадебного дома, Н. В. Гоголь впервые читал вслух главы из второго тома своей поэмы «Мёртвые души». Здесь останавливался И. С. Тургенев. Здесь кипела литературная и идейная жизнь кружка славянофилов, душой которого были сыновья С. Т. Аксакова Константин и Иван. Абрамцево впервые приобрело значение важного очага российской культуры именно как литературный центр.

Конференция открылась приветственным словом руководства Музея-заповедника «Абрамцево». Затем с докладами выступили:

1. Михайлова Елена Дмитриевна, заслуженный работник культуры, заведующая сектором истории Государственного Литературного музея; Медынцева Генриетта Львовна, научный сотрудник Государственного Литературного музея (г. Москва). ‒ Прошлое и будущее Дома Аксаковых в Москве.

2. Фёдорова Татьяна Сергеевна, заведующая экскурсионно-просветительским отделом Музея-заповедника «Абрамцево» (Московская область). ‒ Абрамцево и Мураново: духовные родственные связи.

3. Митрофанова Елена Николаевна, кандидат искусствоведения, заместитель директора по науке Музея-заповедника «Абрамцево» (Московская область). ‒ Аксаковы и Мамонтовы. Точки пересечения.

4. Кузнецова Анна Григорьевна, ведущий научный сотрудник Музея-заповедника «Абрамцево» (Московская область). ‒ А. И. Панаев – друг юности С. Т. Аксакова.

5. Ласькова Анастасия Евгеньевна, кандидат филологических наук, ведущий библиограф Московского государственного областного университета (Московская область). ‒ Н. П. Гиляров-Платонов в семейном кругу Аксаковых.

6. Ткаченко Владимир Александрович, кандидат исторических наук, заведующий историческим отделом Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника (г. Сергиев Посад). ‒ Погребения Аксаковых в Троице-Сергиевой лавре (по материалам архива Троице-Сергиевой лавры).

7. Малашина Наталья Викторовна, руководитель детской краеведческой студии «Радоника» МБУК «Елизавета Мамонтова» (Московская область). ‒ Послание между строк: педагогический подтекст произведения С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука».

8. Кудашева Надежда Николаевна, научный сотрудник МБУК «Музей-заповедник писателя С.Т. Аксакова» (Оренбургская обл., с. Аксаково) ‒ Духовные ценности семьи Аксаковых. Традиции и реликвии.

9. Серёгина Марина Николаевна, ведущий методист Музея-заповедника «Абрамцево» (Московская область). ‒ Опыт популяризации литературного наследия в Музее-заповеднике.

10. Тавасиева Марина Ростановна, организатор интерактивных программ Музея-заповедника «Абрамцево» (Московская область). ‒ Всероссийский фестиваль «Аленький цветочек – 2016». Подведение итогов.












































ВЫСТАВКА ,,...ВЕРНЫЙ ДРУГ И МУЖ...,,. К 225-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ С.Т. АКСАКОВА



Период проведения выставки: декабрь 2016 – январь 2017 года

Место проведения: Культурный центр «Елизавета Мамонтова» (г. Хотьково, ул. Калинина, д. 4а)


1 декабря 2016 года в Культурном центре «Елизавета Мамонтова» открывалась выставка «…Верный друг и муж...», посвящённая 225-летию со дня рождения Сергея Тимофеевича Аксакова. На ней представлены увеличенные фотокопии с малоизвестных изображений из коллекций Музея-заповедника «Абрамцево», Мемориального Дома-музея С. Т. Аксакова, Российского государственного архива литературы и искусства, Российской государственной библиотеки.

«…Верный друг и муж…» – так называется фотовыставка, и именно так подписывал Сергей Тимофеевич письма к своей жене Ольге Семёновне. Особой теплотой и сердечностью, прочной связью старшего и молодого поколений отличались взаимоотношения Аксаковых внутри семьи: «милый, дражайший Отесинька» – ласково обращались к нему в семейной переписке дети.

Каждая фотография выставки сопровождается выдержками из произведений Сергея Тимофеевича и эпистолярного наследия семьи Аксаковых, в основном неопубликованного. Этот ценный архивный материал позволяет по достоинству оценить духовно-нравственные качества, широту культурных интересов С. Т. Аксакова и его семьи.


Выставка продлится до конца января 2016 года.































ВЫСТАВКА ,,ПРОШЛЫМ ВЕКОМ В АБРАМЦЕВЕ,,. ПАМЯТИ В.С. МАНИНА



Период проведения выставки: 26 октября – декабрь 2016 года

Место проведения: отдел «Русские художники XX века в Абрамцеве»


Выставка «Прошлым веком в Абрамцеве» посвящена памяти Виталия Серафимовича Манина. Она проходит в отделе музея, который Виталий Серафимович создал в далёком 1971 году. Он пришёл в Абрамцево в качестве директора музея в 1967 году. Пришёл с большим жизненным опытом и сформировавшимися взглядами на современное искусство. Абрамцево устойчиво ассоциировалось с веком XIX-м и плеядой художников Мамонтовского кружка: Виктором Васнецовым, Василием Поленовым, Ильей Репиным, Валентином Серовым, Константином Коровиным, Михаилом Нестеровым, Михаилом Врубелем. Однако современное искусство к Абрамцеву XX века имело самое непосредственное отношение. Посёлок художников за рекой Ворей славился и именами обитателей, и произведениями, созданными на дачах-мастерских. К примеру, эскиз памятника «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной, принёсший отечественному пластическому искусству всемирную славу, создавался в Абрамцеве.

За три недолгих года Виталий Серафимович собрал коллекцию русского и советского искусства, беспрецедентную по значимости. В Музее-заповеднике «Абрамцево» работают два передвижных выставочных проекта — «Живописная живопись» и «Романтический монтаж», побывавшие на Дальнем Востоке, в Забайкалье, обеих столицах России, в республиках Коми и Бурятии. Ядром проектов стали произведения художников творческих объединений 1910-1930-х годов: «Бубновый Валет», АХРР, ОСТ, Четыре искусства, Московские живописцы. Яркие и сильные вещи были определены в абрамцевское собрание желанием, энергией и вкусом Манина.

Современники, коллеги вспоминают Виталия Серафимовича как человека, имеющего собственную точку зрения, собственное мнение, которое он всегда был готов отстаивать. Манин считал, что «изобразительное искусство вовсе не исчерпало себя, не переродилось, вопреки доводам защитников постмодернизма, а искусство 60-х годов XX века является вершиной искусства двадцатого столетия». Именно поэтому он пригласил в Абрамцево в 1970 году Виктора Попкова, и художник на чёрных картонах создал серию абрамцевских работ, которая представлена на выставке «Прошлым веком в Абрамцеве».

Манин поддерживал «опальных» и бесконечно талантливых художников. Николаю Андронову он устроил в Абрамцеве персональную выставку.

При этом такт, дипломатичность и объективный взгляд на современное искусство позволили Манину выстраивать профессиональные отношения с художниками негонимыми, заслуженно уважаемыми, признанными. Кукрыниксы, Дементий Шмаринов, Николай Ромадин, Виталий Горяев, Семён Чуйков, Юрий Чернов — жители Посёлка — бывали в «манинском» Абрамцеве, с огромным интересом наблюдали за музейными преобразованиями, участвовали в выставках нового советского отдела, спорили, негодовали, жили! Это творческое поле Абрамцева последней трети XX века оживил своей энергией Виталий Серафимович Манин.

На выставке «Прошлым веком в Абрамцеве» зритель увидит полотна «первой» и «второй» волны русского авангарда (произведения Петра Кончаловского, Роберта Фалька, Александра Осмёркина, Василия Рождественского, Петра Вильямса, Александра Щипицына, Александра Лабаса, Надежды Удальцовой), образцы реалистического искусства и произведения шестидесятников. Знакомит выставка с материалом, который не показывался никогда — серией графических листов Виктора Попкова 1970-1974 годов.

Выставка проходит в отделе «Русские художники XX века в Абрамцеве» и продлится до середины декабря.

























ТВОРЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ДЕКАБРЕ 2016 ГОДА

Музей-заповедник «Абрамцево» предлагает творческие занятия для детей в возрасте 5-14 лет. Подробнее читайте в разделе «Детям»

Приглашаем принять участие в наших творческих программах!

Стоимость билета – 300 руб.

Обязательна запись по телефону: (49654) 3-24-70















ВЫСТАВКА ,,ФАРФОР ЗАВОДА А. Г. ПОПОВА,,



Период проведения выставки: с 26 октября по 4 декабря 2016 года

Место проведения: отдел художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» (Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, г. Хотьково, ул. Кооперативная, д. 23)


26 октября 2016 года в отделе художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» состоялось открытие выставки «Фарфор завода А. Г. Попова».

Гостей поприветствовали заслуженный художник России, скульптор Ю. П. Хмелевской и заместитель директора по науке Музея-заповедника Е. Н. Митрофанова. Куратор выставки Татьяна Волчкова познакомила собравшихся с историей завода А. Г. Попова. Руководитель отдела художественных ремёсел А. А. Грушко рассказала о благотворительной деятельности Попова, который открыл крупную богадельню в селе Горбуново, создал церковно-приходское училище и построил Алексеевскую церковь. Открытие плавно переросло в оживлённую дискуссию по темам выставки.

Фарфор часто называют «белым золотом», и это название вполне закономерно, если вспомнить редкость и дороговизну этого материала, попадавшего в средневековую Европу караванным путем из Китая. Долгое время алхимики пытались разгадать тайну «восточного чуда», но лишь в 1709 году И. Ф. Беттгеру удалось получить устойчивые опытные образцы. В 1710 году в Саксонии была организована первая мануфактура, изготовлявшая фарфор по рецепту, открытому Беттгером. Но, несмотря на то, что секрет изготовления был возведён в ранг государственной тайны, состав фарфора вскоре стал известен за пределами Саксонии, что повлекло организацию заводов и в других государствах Европы.

В России изобретателем фарфоровой массы стал Дмитрий Иванович Виноградов, который, в результате систематических научно-обоснованных опытов, в 1747 году получил образцы «чистейшего порцелину». Первое русское фарфоровое предприятие — Невская порцелиновая мануфактура (впоследствии Императорский фарфоровый завод) —было уже основано тремя годами ранее.

Последующие десятилетия в России ознаменованы не только успехами в совершенствовании фарфоровой массы и декора, но и возникновением большого количества частных порцелиновых мануфактур. Одним из известнейших предприятий стал завод А. Г. Попова в селе Горбуново Дмитровского уезда, выпускавший фарфор высочайшего качества.

История завода начинается в 1801 году, когда комиссионер Ф. Я. Гарднера К. Я. Милли основал в селе Горбуново собственную порцелиновую фабрику. Но уже в 1806 году он продал её купцу А. Г. Попову. Первыми изделиями завода стали трактирные сервизы, но рост популярности «поповского фарфора» позволил перейти к изготовлению более дорогих предметов.

Порцелин завода А. Г. Попова славился своим составом, основанным на глуховском каолине высокого качества; палитрой красок, отличавшейся богатством и изысканностью тонов (на заводе Попова впервые в России была организована лаборатория по производству красок). Но особую славу принесли заводу скульптурные композиции, отличавшиеся реалистичностью и пластикой.

На выставке «Фарфор Завода А. Г. Попова» представлены предметы, производимые мануфактурой. Многие произведения выставляются впервые. Также в экспозицию включены предметы, произведённые на европейских (Мейсен, Нимфенбург, Пинкерхаммер и другие) и восточных фарфоровых заводах, продукция которых долгое время вдохновляла русских мастеров.

Выставка рассчитана на широкий круг аудитории и будет интересна как специалистам, так и всем любителям русского фарфора. Выставка продлится с 26 октября по 4 декабря 2016 года.






















ВЫСТАВКА ,,САВВА МАМОНТОВ: МЕЛКИЕ ФАКТЫ ЖИЗНИ,,



Период проведения выставки: с 17 сентября по 11 декабря 2016 года.

Место проведения: Поленовская дача.


15 октября 2016 года, в день рождения С. И. Мамонтова, в Поленовской даче Музея-заповедника «Абрамцево» состоялось торжественное открытие выставки, приуроченной к 175-летию основателя Абрамцевского художественного кружка, выдающегося предпринимателя и мецената, — «САВВА МАМОНТОВ: «мелкие факты жизни». Название подсказали строки из его автобиографии: «Не литератор я, пока, — писал 28-летний Мамонтов, — не философ, не великий общественный деятель, ничего после меня не останется и, — самолюбию моему это не нравится. Умру я, и внук мой будет знать меня только по имени, а мелких фактов моей жизни (а она вся состоит из мелких) он не будет знать — это обидно».

«Мелкие факты» жизни нашли отражение в рисунках, фотографиях, документах, представленных на выставке, из собрания Музея-заповедника «Абрамцево» и Костромского энергетического техникума имени Ф. В. Чижова. Объединила их тема воспитания в самом широком смысле. Экспонаты выставки рассказывают как о воспитании детей в семье Мамонтовых, так и о школах для окрестных детей, созданных женой Саввы Ивановича, Елизаветой Григорьевной. Отдельно, в маленьком зале, представлены материалы об учебных заведениях в Костромской губернии, организованных Саввой Ивановичем по завещанию его наставника в железнодорожном деле — Фёдора Васильевича Чижова.

На открытии выставки присутствовали три поколения потомков С. И. Мамонтова, начиная с его правнуков — Сергея Николаевича Чернышёва, Ивана Николаевича Чернышёва, Всеволода Олеговича Волкова и Николая Александровича Щельцына. От имени потомков Саввы Ивановича С. Н. Чернышёв и Н. А. Щельцын поблагодарили руководство музея за организацию выставки и тепло поприветствовали её гостей. Выступил хор Московской Духовной академии.
































ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА В ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ


Место проведения: Региональный центр Президентской библиотеки (г. Пушкино)

Сроки проведения: до 28 ноября 2016 года


20 ноября 2016 года в городе Пушкино (Московская область) в Региональном центре Президентской библиотеки открылась выставка работ победителей и лауреатов Всероссийского конкурса «Аленький цветочек», проводившегося Музеем-заповедником «Абрамцево».

Работа выставки продлится до 28 ноября.
























ВЫСТАВКА ,,ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ С АБРАМЦЕВА!,,


Место проведения: Российский центр науки и культуры в Вене

Сроки проведения: до 25 ноября 2016 года

«Театр начинается с вешалки!». Переиначим афоризм, который приписывают К. С. Станиславскому, и назовём выставку рисунков замечательных русских художников Валентина Серова, Ильи Репина, Виктора Васнецова, Василия Поленова, Адриана Прахова, Ильи Остроухова, их эскизов декораций и костюмов, афиш спектаклей Абрамцевского домашнего театра — «Театр начинается с Абрамцева!»

Идея выставки — продемонстрировать процесс рождения образа спектакля в абрамцевской художественной среде. Оформление домашних спектаклей, отбор пьес, или написание их С. И. Мамонтовым, актёрство, режиссура, непринуждённая зрительская атмосфера, — всё это впоследствии стало основой для блестящего расцвета зрелищности на русской музыкальной сцене, чему примером стали Русские дягилевские сезоны за границей. «Столь же характерным лицом, как Дягилев, является и Савва Мамонтов, сыгравший в некоторых отношениях роль Третьякова в развитии новой русской школы. У Саввы Мамонтова в Москве и знаменитом Абрамцеве в 1880-х годах XIX века собирались все, кто лелеял в своей душе новые мечты… Там созидалась очаровательная постановка «Снегурочки» В. Васнецова, там работали Поленов, Головин, Коровин, Врубель, там «выросли» и «воспитались» Левитан, Серов, Якунчикова и многие, многие другие. Скромный Третьяков был рядом с Крамским главной опорой передвижников. Деспотичный, любящий блеск и громкую славу Мамонтов рядом с Дягилевым — главный деятель, которому молодое русское искусство преимущественно обязано своим процветанием» (А. Бенуа).

Коллекция Музея-заповедника «Абрамцева» позволяет восстановить довольно выразительную картину театральной жизни Абрамцева. Это наброски портретов и жанровых сцен, эскизы декораций и костюмов, афиши спектаклей, фотодокументы. Все экспонаты уникальны, и особый интерес представляет альбом «Хроника нашего художественного кружка», изданный в типографии А. И. Мамонтова к 15-летию домашних постановок. Альбом открывается «живыми картинами», поставленными в декабре 1878 года, и завершается комедией Мамонтова «Около искусства» 1894 года. Именно этот материал положен в основу выставки «Театр начинается с Абрамцева!».

Подробнее можно прочитать здесь.






















МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВЕЧЕР В АБРАМЦЕВЕ

12 ноября 2016 года в Главном усадебном доме Музея-заповедника «Абрамцево» состоялся музыкальный вечер «В традициях Мамонтовской оперы». Он приурочен к 175-летию со дня рождения С. И. Мамонтова. Гости Музея-заповедника услышали выступления Екатерины Бабич (сопрано) и квартета балалаечников-виртуозов "Ситенно".

Репертуар концерта позволил слушателям окунуться в музыкальную атмосферу конца XIX столетия. Были исполнены мелодии, не только неоднократно звучавшие в стенах Абрамцевского дома, но и бывшие очень популярными в те годы: произведения Франсуа Куперена, Антонио Вивальди, Даниэля-Франсуа-Эспри Обера, Иоганна Штрауса, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского.

«Изюминкой» вечера стали мелодии знаменитого русского балалаечника Василия Васильевича Андреева (1861-1918).




























ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ТВОРЧЕСКОГО СЕМИНАРА


5 ноября 2016 года в Музее-заповеднике «Абрамцево» состоялось подведение итогов творческого семинара с художницей из Австрии, участницей множества выставок в Загребе, Милане, Вене, Москве, Кьяссо (Швейцария), Вероникой Аллмайер-Бек, в рамках которого были представлены выполненные произведения.

Программа осуществлялась совместно с Австрийским культурным форумом в преддверии перекрёстного Года культуры Россия–Австрия и проходила в течение двух недель.

Все эти дни с Вероникой работали сотрудники музея — Анна Малафеева (реставратор живописи), выполнявшая роль переводчика на немецкий, и Анна Андрианова (реставратор керамики), говорившая по-французски, которая фактически давала мастер-класс по керамике. За несколько дней работы в мастерской Вероника познакомилась с приёмами лепки из пласта плоских и объемных форм, росписью цветными глазурями и надглазурными красками, методикой отливки гипсовой формы с модели, способом декорирования из цветных масс.

За время пребывания в России художница посетила экспозиции и выставки музеев Сергиева Посада, Троице-Сергиеву Лавру, познакомилась с учебным процессом и мастерскими в Абрамцевском художественно-промышленном колледже имени В. М. Васнецова, а также имела возможность оценить творческие работы студентов, побывала в мастерских у художников — Г. С. Одинокой, В. Ю. Котова, В. Корнилова и А. Мартемьянова.

Сама Вероника очень тепло отзывалась о проведённом в Музее-заповеднике «Абрамцево» времени, поблагодарила коллектив Музея за оказанную возможность научиться новому, добавив, что полученный ценный опыт станет для неё новым этапом в работе. Больше всего ей понравились филимоновская и богородская игрушки, поэтому отдельные работы она выполнила именно в традициях этих центров.
























ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ,,АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК-2016,, В УЛЬЯНОВСКЕ



2 ноября в Ульяновске торжественно и ярко прошли культурные мероприятия Всероссийского Фестиваля «Аленький цветочек», посвящённые 225-летию со дня рождения С.Т. Аксакова. В Ульяновской областной библиотеке для детей и юношества имени С.Т. Аксакова приветствовали гостей праздника не только представители Государственного историко-художественного и литературного Музея-заповедника «Абрамцево», но и министр искусства и культурной политики Ульяновской области Ившина Татьяна Александровна и директор библиотеки Кичина Татьяна Евгеньевна.

Гости Фестиваля увидели фильм «Читаем Аксакова. Детские годы Багрова-внука», снятый по итогам литературно-просветительского проекта Музея-заповедника «Абрамцево». Яркие театральные и декламационные номера подготовили дети, победившие в литературном конкурсе «Аленький цветочек».

В детской творческой программе «Алая роза», которую провела методист Музея-заповедника «Абрамцево» Марина Николаевна Серёгина, приняли участие школьники из Новоульновской школы и учащиеся школы №58 Ульяновска. Дети узнали об истории театральной постановки пьесы С.И. Мамонтова «Алая роза» в усадьбе Абрамцево по похожему сюжету сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», а также создали волшебный сказочный цветок в технике «оригами».

Профессиональный мастер-класс по написанию натюрморта с учащимися детской художественной школы г. Ульяновска провёл заслуженный художник Российской Федерации, заслуженный художник Республики Башкортостан Риф Мударисович Абдуллин.

Одним из главных событий Фестиваля стало открытие юбилейной фотовыставки «…Верный друг и муж…». На ней были представлены уникальные редкие фотоизображения и карандашные рисунки из Семейного альбома Аксаковых, который хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства, фотоизображения из коллекции Музея-заповедника «Абрамцево», Мемориального Дома-музея С.Т. Аксакова в Уфе. «Благодаря этим редким изображениям и неопубликованной переписке семьи, которой сопровождается каждая фотография, - поделилась руководитель отдела образовательных и культурно-массовых программ Музея-заповедника «Абрамцево» Варвара Борисовна Давлетбаева, - мы можем взглянуть на личность С.Т. Аксакова через призму семейности, через призму взаимоотношений его с близкими, родными, друзьями». Выставка продолжит свою работу в Ульяновске до 28 ноября 2016 года.

Музыкальным подарком для гостей стало выступление пианиста с мировым именем – заслуженного работника культуры РФ, доцента Академии хорового искусства В.С. Попова, вице-президента Общества имени М.И. Глинки и почётного члена Берлинского общества имени М.И. Глинки Виктора Ивановича Рябчикова. В.И. Рябчиков выступал с особым репертуаром на тему «Музыка аксаковского времени». Приглашённые на музыкальный вечер не просто услышали русскую музыку в задушевном исполнении музыканта, но и интересный рассказ об истории каждого музыкального произведения, о жизни и творчестве основоположников русской фортепианной школы - Джона Фильда, Александра Ивановича Дюбюка, и, конечно же, никто не остался равнодушным к музыке Михаила Ивановича Глинки. Именно он вошёл в историю как «отец русской музыки, русской национальной оперы».

На следующий день в концертном зале Музыкального училища им. Г.И. Шадриной состоялось выступление В.И. Рябчикова перед учащимися детских музыкальных школ, педагогами и студентами училища. Концерт назывался «Русская фортепианная музыка», в в котором прозвучали произведения А.К. Лядова, М.А. Балакирева, Джона Фильда, А.И. Дюбюка, «Ноктюрн» и «Вальс-фантазия» М.И. Глинки.

Музей-заповедник «Абрамцево» благодарит участников проекта Фестиваля из Ульяновска за профессиональный подход и помощь в организации культурных мероприятий, тёплый и радушный прием.

Приглашаем победителей и участников конкурсов к участию во Всероссийском Фестивале «Аленький цветочек» 2017 года, который посвящён году экологии.


Репортажи о мероприятиях Фестиваля в Ульяновске можно увидеть по ссылкам: 1, 2, 3.

















Дорогие друзья!


Информируем вас о том, что вышли из печати и поступили в продажу книги «Открытие Архангельско-Вологодской железной дороги» Е.П. Бронниковой и «Охотничья трилогия» С.Т. Аксакова. Их можно приобрести в сувенирном магазине Музея-заповедника «Абрамцево» (флигель «Людская»).


17 ноября 1897 года торжественно открыт Архангельско-Вологодский участок железной дороги, который соединил Архангельск с центром России. Строительство продолжалось менее трёх с половиной лет, с привлечением большого количества рабочих из разных губерний, которым приходилось трудиться в тяжёлых климатических и бытовых условиях. В собрании Архангельского краеведческого музея сохранилась коллекция уникальных фотографий, запечатлевших ход строительных работ в 1894 – 1897 годах. Их автор – подрядчик Павел Юлианович Майер. В альбоме также представлены документы по истории строительства, репортаж о торжественных мероприятиях, происходивших в Архангельске по случаю открытия Архангельско-Вологодского участка железной дороги. Серия «Архангельский Север в фотографиях». Вып. 9.


Стоимость издания – 350 рублей.



«Охотничья трилогия» С.Т. Аксакова включает в себя «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «Записки об уженье рыбы», «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах», а также «Статьи об охоте».


Стоимость издания – 680 рублей.








АРХИВ СТРАНИЦЫ (VI)

Дата публикации 17.09.20 16:45