ВЫСТАВКА «"ЖИВОПИСНАЯ ЖИВОПИСЬ". ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖНИКОВ ОБЩЕСТВА "БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ" В СОБРАНИИ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА "АБРАМЦЕВО"»

 

Выставка состоится в Санкт-Петербурге в залах Восточного корпуса Музея-усадьбы Гавриила Романовича Державина (набережная реки Фонтанки, 118), с 2 сентября по 31 октября 2011 года.


«Живописная живопись» – определение Роберта Фалька. Метафорическое определение творческого метода «бубновых валетов», в число которых входил художник в 1910-е годы. Работа пространственным цветом, восприятие картины как пластического события, живописной реальности с конкретностью света, состояния, чувства – составляющие этого метода.
Общество московских художников «Бубновый валет» возникло в 1911 году. Его возникновению предшествовала выставка того же названия, открывшаяся в декабре 1910 года. В уставе нового творческого объединения отмечалось: «Общество «Бубновый валет» имеет целью распространение современных понятий по вопросам изобразительного искусства». Смысл этих понятий заключался в стремлении использовать возможности живописной пластики, не допуская ее подмены средствами других видов творчества.

В авангардном искусстве «бубновых валетов» соединились эстетика наивного творчества народных мастеров и современные достижения европейской живописной культуры. Используя наследие Сезанна, опыт современного кубизма, фовизма, экспрессионизма, они создали уникальное художественное направление в отечественном искусстве.
Выставка «"Живописная живопись". Произведения художников "Бубнового валета" в собрании Музея-заповедника "Абрамцево"» приурочена к юбилею общества. Она включает около семидесяти полотен и графических листов 1900–1920-х годов и представляет произведения мастеров основной группы (ядра) «Бубнового валета» – П. П. Кончаловского, И. И. Машкова, Р. Р. Фалька, В. В. Рождественского, а также художников–экспонентов выставок общества – Н. А. Удальцовой, О. В. Розановой, Е. С. Потехиной.
В бубнововалетских полотнах из абрамцевского собрания зритель не ощутит «привкуса» искусства «рынка, базара и площади» (А. Бенуа). Своеобразие экспонируемого заключается в лирической интонации, навеянной мотивами Абрамцева. Именно здесь, в тихой подмосковной усадьбе, оказавшей такое мощное влияние на отечественную культурную среду второй половины XIX – начала XX века, написана большая часть работ.
Об абрамцевских пейзажах Кончаловского начала 1920-х годов писал П. Муратов, называя их «подлинно классическими достижениями». «Сергиевскими» картинами названы полотна Лентулова того же периода. Они вдохновлены окрестностями Сергиева Посада. «Сергиевские» мотивы отражены и в картинах Фалька конца 1910-х – начала 1920-х годов. Машков, Рождественский – дачные жители Абрамцева. И хотя их бубнововалетский период представлен на выставке натюрмортами явно не абрамцевского происхождения, связь художников с «гением» этого места очевидна.
Графический раздел выставки знакомит с богатейшим материалом. Новый рисунок, новое содержание в рисунке могли состояться только благодаря новой художественной форме, разработка которой в XX веке приобрела значение самостоятельной, первостепенной задачи. Становление авангарда, его новации напрямую связаны с актуализацией категории строения, с акцентированием связей структуры, конструкции. Рисунки Фалька, Розановой – пример пластического воплощения нового художественного сознания.
Материал выставки помогает оценить стилистическое своеобразие произведений мастеров «Бубнового валета» и их относительное стилевое единство как группы.

Дата публикации 15.11.11 12:23